Театр

Классики кинематографа: Алехандро Ходоровски

Алехандро Ходоровски является одним из наиболее почитаемых, прославленных и заслуженных из ныне живущих режиссеров авторского кино. Каждый его фильм не похож на предыдущий. За свою долгую жизнь Алехандро, родившийся 17 февраля 1929 года в городе Токопилья, сменил немало профессий. Он был мимом, спиритуалистом, актером, режиссером, занимался созданием комиксов и изучал карты Таро. Но мир знает его, прежде всего, как режиссера, подарившего нам фильмы, представляющие зрелища загадочные, жестокие, полные образов смутных, неясных и рассказывающие истории, смысл которые никогда не предстает однозначным.

Родители Алехандро жили в Одессе и были вынуждены сбежать из царской России, опасаясь погромов. Алехандро было 23 года, когда он был вынужден покинуть родную Чили. Прибыв в Париж, он попытался связаться с Андре Бретоном, лидером сюрреалистов, для того, чтобы возродить их угасшее направление в искусстве, но из этого ничего не получается. Объединившись с писателем и режиссером Фернандо Аррабалем и Роланом Топором, Алехандро создает движение «Паника», названное по имени древнегреческого бога Пана и призванное создавать новые проявления искусства. Основой для своего творчества три друга называли одновременность, смех и ужас.

Уже первый фильм Ходоровского, «Фандо и Лиз» (1967), названный по именам главных героев, рассказывающий об их полном мистических переживаний и событий путешествии, произвел скандал и послужил причиной закрытия кинофестиваля в Акапулько, достаточно известного в 60-е и привлекавшего многих знаменитостей, в том числе из Голливуда. Показ картины «Фандо и Лиз» привел к тому, что возмущенные зрители вознамерились прикончить режиссера на месте, и он был вынужден прятаться от толпы в багажнике автомобиля.

Следующий его фильм, «Крот», имеющий сюжетную структуру, схожую с вестернами, появился на экранах в 1970 году. Чуть менее скандальный, рассказывающий о странствиях стрелка и его сына, в ходе которых он уничтожает зверствовавшего полковника и, желая любви его женщины, соглашается убить для нее четырех великих стрелков, живущих в пустыне. Полный мистических, таинственных образов, отсылок к восточной культуре и христианским мученикам, фильм привлек внимание Джона Леннона, что принесло картине определенную популярность. Третий фильм Ходоровского получил от Леннона уже более ощутимую поддержку в виде одного миллиона долларов. Снятая в 1973 году «Святая гора» продолжает исследовать темы религии, мессианства, их связи с политикой и социальными катастрофами и показывает, как любые идеи, даже желающие принести людям мир и счастье, превращаются в разрушительных чудовищ под воздействием коммерции и человеческих пороков.

Следующим проектом Алехандро должен был стать фильм «Дюна» по роману Фрэнка Герберта. Как рассказывал сам режиссер, однажды он проснулся и понял, что его следующим фильмом должен быть именно этот проект. Последовал период активной подготовки к съемкам. Для работы над картиной Ходоровски привлек художников Гигера, создателя внешнего вида «Чужого», и прославленного автора комиксов Мебиуса, создавших множество эскизов. В фильме должны были сниматься Орсон Уэллс в роли барона Харконнена и Сальвадор Дали в роли Императора Вселенной, последний запросил немыслимую сумму в несколько миллионов долларов за каждый день съемок. Сыграть в фильме согласился и Мик Джаггер, а главную роль должен был исполнить сын Ходоровского Бронтис, которого Алехандро воспитывал как воина тела и духа. Музыку к фильму обязалась написать группа Pink Floyd. Начало съемок без конца переносилось. По утверждению Ходоровского, одной из причин было недовольство продюсеров тем, что сценарий не соответствовал голливудским представлениям. В результате проект был отменен, став одним из самых известных и великолепных неснятых фильмов.

В 2013 году вышел документальный фильм «Дюна Ходоровского», рассказывающий обо всех перипетиях неудачного проекта. Когда на экранах появилась «Дюна» Дэвида Линча, сыновьям Алехандро пришлось под руки вести его в зал, в таком жутком состоянии он был. Впрочем, по мере просмотра фильма Линча состояние Алехандро улучшалось, а вышел он и вообще в превосходном настроении, так как, по его мнению, фильм получился отвратительным.

Сам он сосредоточился на других, более камерных своих проектах. Он снимает несколько фильмов, к которым сам относится не очень хорошо. Это «Бивень», снятый в Индии в 1980 году, и «Похититель радуги» с Питером О'Тулом и Омаром Шарифом, вышедший на экраны в 1990. Правда, в 1989 году появляется фильм «Святая кровь», рассказывающий о молодом человеке и матери, которой муж отрубил руки. Юноша становится для нее руками, выполняя все ее требования, вплоть до убийств.

На долгое время Ходоровски отходит от кинематографа. Он занимается литературой, комиксами, в написании которых вновь сотрудничает с Мебиусом. В 2013 году выходит его фильм «Танец реальности», а следом за ним, в 2016 году, «Бесконечная поэзия», являющиеся автобиографическими произведениями, снятыми в характерной для Алехандро сюрреалистической, гротескной, изящной манере.

В настоящее время мастеру идет уже девяностый год, но его напор и энергия, заметные в каждом его интервью, его неиссякающая страсть к творчеству позволяют поклонникам быть уверенными в том, что они увидят еще не менее десятка новых фильмов Ходоровского.

Еще по теме:

Загадочный Луис Бунюэль

Забытый режиссер незабытых фильмов

Кинематограф СССР 70-х: женщины и язычество