российский

Творческие "близнецы": кто кого копирует?

Сразу оговоримся - никаких упреков в адрес отечественных звезд о плагиате мы выказывать не станем. Речь о некотором творческом влиянии. В конце концов, уникальность - это далеко не главное, и порой бывает так, что она есть, а таланта нет.

Начнем с тяжелой артиллерии. Группу "Ария" на пике ее карьеры называли "нашим ответом Iron Maiden". Действительно, группы во многом похожи: в плане звуковых решений и сценического образа, но главное сходство - это два прекрасных вокалиста: Валерий Кипелов и Брюс Дикинсон. Оба обладают сильными высокими голосами, оба прослыли приятными собеседниками вне сцены, оба, по сути, совершенно не соответствующими образу суровых металлистов.

Читайте: Стал известен номер Гариповой на "Евровидении"

Александр Васильев из группы "Сплин" и Том Йорк из Radiohead совершенно не похожи друг на друга внешне, да и музыкально развиваются в совершенно разных направлениях. Но достаточно один раз посмотреть на их манеру вести себя на сцене... Оба, стоя у микрофона, любят трястись всем телом так, что если дать им в руки по ведру воды, в них не осталось бы не капли. И оба, кажется, во время исполнения улетают в какой-то свой космос, не замечая ничего и никого вокруг, и публику это заводит лучше любых профессиональных артистов, которые годами изучали основы и нюансы хореографии.

Кстати, в середине 90-х, когда в Великобритании вовсю шла борьба между тогдашними королями рок-музыки Blur и Oasis, в России аналогичную двойку представляли "Сплин" и "Мумий Тролль". Группа Ильи Лагутенко звучала очень по-британски, что, в общем-то, не удивительно - их знаменитые дебютный альбом "Морская" записывался в Лондоне с местными же музыкантами. Там такой стиль назывался брит-поп, у нас - рокапопс. И среди британских групп была одна, чей лидер был совсем такой же, как Илья: пел, мяукая, словно мартовский кот на охоте, и как будто всегда был готов взять и облизать всю аудиторию. Конечно же, это Джарвис Кокер из Pulp. И ему, и Лагутенко сейчас уже за 40, и оба на пике формы, хотя мяукать и томно шепать дерзкие строчки песен стали уже пореже.

Раз уж мы невольно углубились в рок, давайте проведем параллели с кое-кем из главных столпов его русской ипостаси: Цой, Кинчев, Шевчук. Если посмотреть фотографии группы "Кино" позднего периода их карьеры и сравнить их со снимками The Cure, то можно и перепутать. Да и альбом "Ночь" явно записан под влиянием от их ранних записей. Впрочем, если наших рок-музыкантов 80-х и начинали обвинять в плагиате, то название The Cure всплывало первым делом. Правда, образ "последнего героя" Виктора Цоя со вздернутым подбородком, навеянный многочисленными просмотрами фильмов с Брюсом Ли, ушел далеко от чувственного и эмоционального мрака лидера The Cure Роберта Смита. Но этот образ пришел уже после альбома, записанного под впечатлениям от легендарных британцев.

Читайте: "Алиса" спустя 15 лет снова требует извинений

Вряд ли "алисоманы" старой закалки когда-нибудь обращали внимания на это, но "ранний" Константин Кинчев почти один в один копировал образ и манеру поведения на сцене английского возмутителя спокойствия Билли Айдола. Осознанно ли он это делал? Трудно сказать. Но от него можно ожидать чего угодно в этом плане, потому что если тот же Цой записывал под впечатлением от The Cure достаточно самобытные и интересные песни, то Кинчев просто взял одну из них и перепел на свой лад, назвав ее "Театр теней".

Что касается Шевчука, тот тут сравнение будет несколько необычным, однако первым его высказал в свое время знаменитый музыкальный критик Артемий Троицкий. Он сказал, что Шевчук - это Боно (вокалист группы U2), но на локальном российском уровне. Если взвесить социальную значимость групп U2 и ДДТ, становится очевидно, что, несмотря на фундаментальную разницу в музыке, оба пытаются говорить об одном и том же: Боно - на уровне мира, а Шевчук - на уровне России. И все равно для многих из тех, кто посетил единственный концерт U2 в Москве в 2010 году, их совместное появление на сцене было сюрпризом. Забавно, что сейчас оба как-то снизили свою политическую активность - снова параллель!

Певец Александр Серов с большим удовольствием слушал Тома Джонса, с еще большим удовольствием перепел его хит "Delilah" и, в принципе, может считаться его российским братом по творчеству. К сожалению, Серову не достает той дерзости, которой иногда поражает Том Джонс. Его сын даже одно время запрещал папе надевать на выступления кожаные штаны - мол, это слишком непристойно для пожилого мужчины.

И таких аналогий можно привести еще очень много: группа "Секрет" откровенно косила под Beatles, Жанна Агузарова также инопланетна и по-хорошему несуразна, как Бьорк. Вокалист панк-группы "Тараканы" никогда не скрывал своей любви к панк-легендам Ramones, чем вполне можно объяснить его попытки воссоздать точно такую же группу, а англоговорящие поклонницы Земфиры даже не знают, что в США есть Сюзан Вега, которая поет песни в такой же простой и жизненной манере.

Возможно, мы забыли кого-то еще? Кого-то более популярного, интересного? Ну что ж, будем рады, если читатели DailyShow напомнят нам о ком-нибудь из них в комментариях.