секреты звезд

Роман с королем

"Сказки обычно заканчиваются свадьбой. А дальше - быт и заботы, о которых вряд ли стоит писать... Долгое семейное счастье экс-короля Великобритании Эдуарда VIII и американки Уоллис Симпсон называют самым ярким романом двадцатого столетия. И состоялся он благодаря женской мудрости супруги...", - считает московский специалист, кандидат искусствоведения Нина Алексеевна ИВАНИЦКАЯ.

84-летняя Уоллис в одном из интервью сказала: "Любовь не умирает. Она меняет свое течение, становится мягче и шире... Любовь - это труд. На алтарь семейного счастья женщина должна принести свою мудрость".

Уоллис - дитя любви юных родителей-американцев. В ее "небогатом" детстве была своя тайна - в альбом она, как и многие девушки, вырезала все фотографии и статьи о наследнике далекого Британского королевства. Это романтическое увлечение английским принцем не помешало ей рано выйти замуж за летчика. Через несколько лет она оставила его. "Смешно тратить жизнь на пьяницу", - так объяснит она свой поступок матери.

После десяти лет нужды и незавидного положения разведенной женщины Уоллис знакомится с английским бизнесменом Симпсоном. Поженившись, молодые обосновались в Лондоне. На пятом году "безбедной, но скучной жизни" подружка-англичанка пригласила Уоллис на светскую вечеринку, сказав, что среди гостей ожидается сам принц Уэльский. Тогда Уоллис вспомнила и свой альбом, и девичью влюбленность. Эта встреча предопределила дальнейшую жизнь наших героев.

...В январе 1936 года король Георг скончался. Эдуард стал монархом пятисотмиллионной империи. Ему сорок два года, и он становится еще более завидным женихом. Сам король не может прожить и дня, не поговорив с Уоллис. Королевский двор - в ужасе. На все придворные вечера король приглашает Уоллис, которая, кстати, тоже разменяла пятый десяток лет.

Вступление в официальный брак было невозможным. Во-первых, Уоллис - американка. Во-вторых, состоит во втором браке. Добавим скромное происхождение и почтенный возраст, почти исключающий рождение наследника. Строгая королева-мать заявила: "Англии не нужна королева-профурсетка". Один из министров добавил: "Высшим классам не нравится, что Уоллис американка, но им наплевать на двух ее мужей. Низшие классы безразличны к ее подданству, но их ужасает мысль, что король будет третьим супругом".

Если бы не здравомыслие и рассудительность Уоллис, брак вряд ли бы состоялся. Оказавшись в волнах всепоглощающего презрения, она не дает себе "захлебнуться" в потоке эмоций. Ее позиция: "Эдуард - король, и я, немолодая иностранка, не имею права не думать об этом. Подданные и королевская семья правы. Мне не место в королевской династии". Уоллис прекрасно понимает, что такое послушное поведение - самый верный путь в достижении личных целей. Думается, что именно ее жертвенность толкает Эдуарда на решительные поступки.

Под покровом ночи король сам приходит к мужу Уоллис и просит развода - факт беспрецедентный. По окончании бракоразводного процесса Уоллис уезжает в Канны. В многочисленных интервью она признается в любви к королю и высказывает мысль о невозможности их брака - "семейство монархов всегда должно быть воплощением лучших традиций"; подчеркивает, что готова оставить короля ради спокойствия Англии.

В Каннах она услышала по радио голос Эдуарда, отрекающегося от престола: "Мне невозможно исполнять королевский долг без помощи той женщины, которую я люблю...". Со стороны Эдуарда это был поступок великой силы. Он отрекается в декабре, хотя до мая, когда развод Уоллис вступает в силу, он не может видеть ее, тем более - вступить с нею в законный брак. Королева-мать так и не простила сына. Брат, ставший королем, даровал Эдуарду титул герцога Виндзорского. Англия оказалась для экс-короля закрытой.

Немолодая женщина, ради которой Эдуард пожертвовал властью, семьей и родной страной, после разлуки встречает его как короля. Всю жизнь всем своим поведением она внушает ему, что он - человек избранный. Прислуге, гостям, знакомым - всем окружающим она дает понять, что Эдуард - король.

Домашние хлопоты - не королевское дело. Семейные заботы - ее участь. Уже в приготовлениях к свадьбе, с которой никто из родственников его даже не поздравил, Эдуард был огражден от всех бытовых проблем. Уоллис понимает, как тяжело будет супругу во время торжества без родных, и придумывает новый вид застолья - свадебный фуршет, чтобы гости долго не засиживались. Она подчеркивает "важность момента" - берет уроки французского языка и вечерами говорит с женихом по-французски, чтобы понять и запомнить все фразы, которые на венчании произнесет кюре.

После свадьбы королевская жизнь Эдуарда сменилась монотонными буднями изгнанника. Надежда на появление ребенка после операции Уоллис оказалась тщетной. Она поняла, что теперь обязана стать для мужа всем: женой, любовницей, матерью, дочерью, другом. Эдуарду, оказавшемуся в положении человека без службы и занятий, она должна обеспечить дни, наполненные смыслом. Ее служение мужу продлится тридцать пять лет и станет содержанием жизни.

Она поддерживает миф о его всемогуществе, загружает его делами, вдохновляет на написание семейных воспоминаний - "это нужно и важно для страны". Ее программа семейного счастья стояла на трех китах - на уважении, поклонении и помощи мужу. Создать ему комфортную жизнь в том мире, который он выбрал из-за нее и ради нее. Как образцовая жена, она постоянно и искренне подчеркивает свою благодарность мужу за любовь и счастье.

Она заполняет его досуг удовольствиями, которые он любит: еженедельно они посещают танцевальные вечера и джазовые концерты, два раза в год отправляются в дальние путешествия. Уоллис создает атмосферу изысканности, спокойствия и психологического комфорта. Она оставляет Эдуарда наедине с его мыслями, когда он умиротворен. И, напротив, всегда отвлекает от печальных воспоминаний. Открывает двери дома людям, приятным для мужа. Наотрез отказывается от званых обедов, если они обременительны для Эдуарда. Оказывается рядом, когда речь заходит о самом больном - потерянной короне, делах в далеком Букингемском дворце. Признание супругом она ценит выше успеха у окружающих. "Мой преданный и любимый друг Уоллис" - так всегда называл ее герцог.

Местом постоянного жительства Уоллис выбрала Булонский лес. Вход во дворец украсила штандартом принца Уэльского и миниатюрной золотой короной. Залы - портретами королевской династии - Эдуард всегда тосковал по Англии и два десятилетия ждал, что о нем вспомнят, предлагал свою помощь. Она приобретала английскую мебель, чтобы муж чувствовал себя привычно. Изысканные цветы, дорогие украшения, безукоризненная чистота - все, что было ему дорого в королевском доме, неукоснительно соблюдалось в новом "замке Виндзоров". Порядки, принятые в Букингемском дворце, она довела до совершенства.

Супруг никогда не видел Уоллис непричесанной и неаккуратной - "мой вид должен доставлять ему радость, он никогда не должен разочароваться во мне"... Супруги спали в отдельных смежных спальнях, каждая из которых имела свой стиль убранства. У Эдуарда - роскошь и рабочий беспорядок на письменном столе, расположенном у окна. В простой комнате Уоллис - стерильная чистота и наборы для вышивания. Она любила рукодельничать. На собственноручно сшитых подушках вышивала афоризмы, адресованные Эдуарду. Один из них: "Нельзя быть слишком богатым или слишком стройным...". Еженедельно она советовалась с врачами о самочувствии мужа, выполняла их рекомендации.

Налаженный Уоллис быт был рациональным и простым. Она помогала повару, придумывая новые блюда. Часто готовила сама. Когда гости хвалили ее изысканные угощения, чистоту, уют, она отвечала: "Видите ли, я всегда помню, за кем я замужем". Если не ждали гостей, то прислуга отпускалась. Со всем справлялась ловкая хозяйка. Супруги были равнодушны к деликатесам. Простая еда предпочиталась изобилию блюд. Считали, что есть надо мало. Рацион составляли мясо, овощи, фрукты. Хлеб и картофель никогда не употребляли. Эдуард предпочитал блюда, приготовленные женой. Только она, как ему казалось, могла заменить особыми пряными специями лук и чеснок, которые он не любил.

В обществе Уоллис всегда обращалась к мужу: "Ваше Высочество". Ни один человек, включая прислугу, не слышал, чтобы супруги разговаривали друг с другом неуважительно или панибратски. Три с половиной десятилетия герцог и герцогиня Виндзорские были самой эффектной парой высшего европейского света. С годами они становились все более красивыми и элегантными. Уоллис следила за собой маниакально, подчеркивая свою женственность и незащищенность. И при этом сумела внушить мужу, что делает это ради него и благодаря ему. Герцог, прогуливаясь с собачками, часто поджидал жену около парикмахерской.

Оказавшийся лишним в родной семье и стране, Эдуард стал "королем" в мире, созданном для него Уоллис. Почти через двадцать лет Эдуард на несколько дней вернулся на родину по печальному поводу - умерла мать, королева Мария. После похорон его не пустили в Виндзорский замок. Не был он приглашен и на коронацию племянницы Елизаветы, которая в детстве была его любимицей. Он смотрел торжественную церемонию по телевизору. В этот момент Уоллис увидела на глазах мужа слезы. И все-таки он дождался примирения. В 1972 году королева Елизавета прибыла во Францию с государственным визитом и навестила знаменитый особняк "дяди Эдуарда" в Булонском лесу. Семидесятисемилетний Эдуард мучительно умирал от рака горла и уже несколько недель не вставал с постели. В день визита он попросил снять капельницы, убрать все атрибуты тяжелобольного. Встал с постели и достойно встретил королеву. Елизавета была потрясена "истаявшим телом мумии". Вернувшись, она распорядилась похоронить Эдуарда и в будущем - его супругу в королевском склепе Лондона.

Умер Эдуард в день тридцатипятилетней годовщины свадьбы. Оставшись одна, Уоллис мгновенно состарилась. Секретом ее долгой молодости оказалась... забота о супруге. Почти сразу утихли разговоры о многочисленных пластических операциях, которые якобы делала Уоллис; о том, что она пленила Эдуарда древневосточным эротическим искусством фэн-чанг, которое постигала, путешествуя по Востоку со вторым мужем. Уоллис прожила еще долгих четырнадцать лет. Каждый вечер она входила в спальню мужа со словами: "Доброй ночи, Эдуард".

Анжела ГОРДИНА