секреты звезд

Алла Чеботарева: Секрет успеха - высокая планка

В детстве двукратная чемпионка Советского Союза и 14-кратная чемпионка России по бальным танцам Алла ЧЕБОТАРЕВА была освобождена от занятий физкультурой по состоянию здоровья и не вылезала из постели.

Что же произошло потом, что позволило ей стать не только чемпионкой страны, но шесть раз взять бронзовую медаль на чемпионате мира по латиноамериканскому и европейскому секвею, оставив груз болезней и недомоганий в прошлом?

Став звездой, Алла объехала весь мир. Сейчас она руководитель танцевального центра "Форум" и президент Международной академии танцевального искусства, доцент кафедры хореографии РАТИ (ГИТИСа) и студентка магистратуры Академии театрального искусства. Четыре года назад она ушла из большого спорта и посвятила себя преподаванию бальных и спортивных танцев.

- Как произошла с вами подобная метаморфоза, что из болезненной девочки вы превратились в красивую цветущую женщину, да еще и с такими достижениями в спорте?

- Все было делом случая. Я действительно с рождения много болела. Половина детства была отравлена всякими недомоганиями, которые лишали меня подчас возможности полноценно развиваться. Кости были слабыми, хрупкими. Даже такое безобидное развлечение, как съеденное мороженое, могло уложить меня в постель с высокой температурой на несколько недель. Меня постоянно наблюдали врачи.

В конце концов, доктора однажды сказали, что мне необходима какая-то, пусть небольшая, но все же физическая нагрузка, но спорт, даже школьный - лыжи, бег на дистанцию, баскетбол - был мне противопоказан из-за слабых костей. У меня было много других нагрузок: я занималась вокалом в музыкальной школе при консерватории, рисованием и английским.

Такого рода занятия требовали большой усидчивости, а мне необходимо было еще и активно двигаться. Мой старший брат Володя занимался бальными танцами, и вот мы решили попробовать - вдруг у меня получится? Когда он впервые привел меня в студию, я была просто потрясена красотой этого зрелища и сразу влюбилась в танцы, стала заниматься, сохранив и все остальные свои увлечения.

- Вам было физически тяжело начать разучивать танцы?

- Скорее, непривычно, но эмоциональный подъем от занятий танцами был настолько велик, что мне это помогло преодолеть себя, и я не болела целых два месяца. Врачи пришли к выводу, что танцы мне не противопоказаны, раз положительные эмоции так благотворно влияют на здоровье, и разрешили в небольших дозах заниматься.

- И вы через несколько лет стали лауреатом Всесоюзного фестиваля народного творчества. Как вы смогли так быстро добиться успеха?

- Бальные танцы оказались настолько созвучны моей душе - великолепная музыка, плюс замечательные костюмы, а я ведь мечтала стать модельером и рисовала эскизы костюмов для своих кукол. Все мои художественные способности - пение, рисование - соединились здесь в одно, и в мою жизнь вошла гармония, которой прежде не было. И болячки ушли на второй план.

Врачи были удивлены и разрешили мне посещать уроки физкультуры в школе, и я наравне со всеми занималась, прыгала через "козла", чего раньше и представить себе было невозможно. Вскоре я одна из первых выиграла 100-метровую дистанцию за честь школы и прошла на лыжах два километра и была первой. У меня стал укрепляться характер вследствие занятий танцами.

- Удивительно, со стороны кажется, что танцы - это что-то воздушное, легкое. ..

- Смотря как к этому относиться. Если хочешь стать чемпионом, то, как в любом виде спорта, в танцах нужно выкладываться. Подчас это достаточно тяжело.

- Вы сказали о гармонии. Если танцы - спорт, то возможно ли при этом гармоничное развитие тела или, как в спорте, есть большие перегрузки?

- В бальных танцах никаких силовых нагрузок нет, поэтому фигура развивается очень гармонично. У меня уже в 16 лет была очень красивая фигура, несмотря на то, что ела все подряд.

- Вы были физически слабее других детей в студии, однако это вам не помешало достичь высоких результатов. У вас было много завистников?

- Завистники бывают у всех, кто чем-либо отличается или в чем-либо превосходит окружающих. Я никогда не обращала ни на кого внимания. Я не слушала, когда меня ругали и говорили, что я недостойна, и не слушала, когда хвалили.

Критерием успеха у меня был свой внутренний голос, и я была настолько самокритична, что думала не о том, какая я замечательная и талантливая, а о том, что мне нужно сделать еще, чтобы добиться большего. И я все время повышала себе планку. У меня не было другого выхода, потому что физически продолжать ту жизнь, которая у меня была до занятий танцами, было невозможно.

И вдруг у меня появился шанс изменить свою жизнь, и упустить его я просто не могла. В то время как другие, не менее способные дети, полагаясь на свои способности и везение, делали меньше, чем нужно, я делала больше и всякий раз на турнирах опережала их.

- Танцы - искусство парное, и видимо, от партнера тоже многое зависит. Как было у вас?

- Мой первый партнер - Петр Чеботарев - очень одаренная личность. Когда мы с ним встали в пару, то почувствовали, что просто созданы друг для друга. И со стороны тоже было видно, что мы - гармоничная пара. Конечно, в танцах это очень важно. Через три года мы поженились и протанцевали вместе целых тринадцать лет. В общем, танцуя с ним, я узнала и первый успех и первый триумф.

Потом, когда Петр оставил спорт и стал только преподавать, я стала выступать с Геннадием Гунько. Именно с ним я завоевала все свои основные титулы. Это очень талантливый человек, но если с первым партнером я была, так скажем, ведомой, потому что Петр уже четыре года танцевал до того, как я пришла в студию, то Геннадия я нашла в Литве, будучи уже чемпионкой Советского Союза - я имела возможность выбирать себе партнера и выбрала лучшего из лучших. Мы сразу же уехали стажироваться в Европу и участвовали там в международных турнирах, шесть раз подряд добиваясь третьего места..

Это очень высокий результат, потому что при советской власти бальные танцы зажимались, считались художественной самодеятельностью, и у наших спортсменов не было возможности выступать на мировом уровне. Теперь все изменилось, и уже мои ученики входят в финалы международных турниров бальных танцев среди юниоров.

- Любая женщина мечтает красиво одеваться. Вы, наверное, благодаря танцам, всегда имели эту возможность?

- Не то слово, я ведь сама шила себе платья. Некоторые из моих костюмов были настолько интересны, что вошли в историю бальных танцев. В жизни я тоже сама себя одевала и всегда хорошо выглядела, даже во времена тотального дефицита.

- Наверное, только в бальных танцах женщины могли себе позволить выглядеть экстравагантно, ведь советская женщина должна была быть скромной, не так ли?

- Цензура была и в бальных танцах. Запрещались все "буржуазные" танцы, такие, как танго, быстрый фокстрот, румба и вообще все латиноамериканские танцы. Крутить бедрами в советские времена было нельзя. Юбка должна была быть не выше чем сорок пять сантиметров от пола, запрещалось оголяться, и считалось, что фраки совершенно ни к чему рабочему классу и колхозникам. Однажды на турнире я вышла на паркет в платье с вырезом на животе, так мне было приказано немедленно вырез зашить.

Чиновники от министерства культуры строго следили за тем, чтобы мы не развращали публику западным влиянием. Но мы все равно упорно делали свое дело, и благодаря нам и нашим предшественникам этот жанр выжил и сейчас уже набрал в России большую силу. По детскому и молодежному танцеванию мы стоим теперь на первой позиции в мире. Уже никого и не удивишь сейчас ни глубоким разрезом на бедре, ни короткой юбкой, подчеркивающей великолепную природную линию ног.

Теперь сложнее придумывать фасоны костюмов для турниров, кажется, уже есть все. По крайней мере, мне иногда приходится долго думать перед тем, как найти какую-либо новую оригинальную идею костюмов для своих учеников.

- Вы много поездили по свету?

- Много, и продолжаю много ездить, судить соревнования, участвовать в международных симпозиумах и конференциях. Дома я редкий гость.

- И, видимо, вам некогда заниматься бытом?

- Совсем некогда. Как только я стала танцевать, все бытовые проблемы взяли на себя мама и бабушка. Когда мы с Петром Чеботаревым организовали в одной из московских школ танцевальный клуб "726", которому в этом году исполнится двадцать пять лет, то мама с бабушкой пришли туда работать, чтобы помочь нам во всех организационных вопросах. Я в лице своих родных имела такую поддержку, что только благодаря им и смогла стать тем, кем стала. И по сей день мама помогает мне по хозяйству. Если честно, я даже и готовить-то не умею, вернее, совсем не люблю это занятие. Хотя люблю вкусно поесть и больше всего - китайскую и японскую кухню.

- Вам приходилось соблюдать диету, когда вы занимались танцами?

- Нет, все лишние жиры сгорали в "творческом огне". Я всегда много работала и сейчас тоже.

- А во время выступления сильно теряешь в весе?

- Да, но это очень индивидуально. Я, допустим, могла сбросить до полутора килограммов.

- Какой танец, на ваш взгляд, самый сильный по эмоциональному напряжению?

- В европейской программе это, несомненно, танго, а в латиноамериканской группе танцев - пасодобль, но самый одухотворенный из всех - румба - танец любви, ведь в танце мы выражаем свое прекрасное "я".

- Когда смотришь спортивные соревнования, например, по фигурному катанию, то видишь, как спортсмены переживают за свой результат, глядя на табло с оценками. В турнирах бальных танцев такой же накал страстей?

- Да, все очень похоже.

- Что, помимо побед и наград, дает танец для души?

- Огромное раскрепощение, чувство внутренней свободы. Танец сильно поднимает над бытом, над повседневностью - все жизненные проблемы с высоты такого полета души уже не кажутся столь драматичными. Я могу сравнить танец по эйфории, в которой купается душа, только с подъемом в горы. Когда я занималась горными лыжами, то испытывала от горной высоты, от величия и красоты гор такое же чувство, какое переживала в танце.

- У вас жесткий кастинг при поступлении в ваш танцевальный центр?

- В том-то и дело, что никакого. Мы берем всех детей, кто хочет танцевать. Потом, в процессе занятий отсев происходит сам собой, и остаются, в конце концов, те, кто полюбил танец всей душой.

Я хочу пойти дальше и, помимо танцевального Центра, который растит профессионалов, развить в России культуру бытового, социального танца, как во всем мире принято, чтобы люди всех возрастов, любых социальных положений могли проводить свой досуг, приходя вечером потанцевать.

- И тогда такие экзотические танцы, как танго, пасодобль и румба, станут доступными любому смертному?

- Конечно. В Америке, например, никого не удивишь тем, как семидесятилетние лихо танцуют рок-н-ролл, ведь танец - это здоровое тело и вечно молодая душа.

Наталия КОРНЕЕВА
«Же6нское здоровье»