зарубежный

Новая Одри Хепберн

Холодно-невинная, как Одри Хепберн в "Завтраке у Тиффани", и в то же время вредная, задорная и лукавая, как молодая Джуди Денч, Кэри Маллиган вправе считаться настоящим открытием британского кинематографа.

Удивительно, но факт: американские кинокритики, которые не слишком жалуют работу режиссеров с Туманного Альбиона, в один голос поют Кэри дифирамбы и прочат ей "Оскар" в номинации "Лучшая актриса" в следующем году.

Читайте также: Последняя фантазия Павла Лунгина.

Российские зрители до сих пор вряд ли слышали о Маллиган, которая была известна разве что по микроскопической роли в "Гордости и предубеждении" с Кирой Найтли, но в ближайшие годы наверняка украсит собой широкоформатный экран мирового кинематографа. Ее любит камера, схватывая на ее лице удивительно тонкие оттенки сложных эмоций. Мы с вами присутствуем при рождении настоящей звезды, Актрисы с большой буквы.

12988.jpegСценарий "Воспитания чувств" основан на биографии журналистки Линн Барбер. Это история 16-летней школьницы Дженни, которой опостылели слишком чопорные и амбициозные родители, заставляющие ее поступать в Оксфорд. Одержимая желанием пойти против воли отца и матери, девушка позволяет себе поддаться чарам мужчины, который в два раза старше ее.

Дэвид (Питер Сарсгард) - искушенный сердцеед, который с первой же встречи вовлекает юную девушку в увлекательный круговорот из классических концертов, художественных аукционов и ночей в кабаре. Он достаточно умен и настойчив, чтобы убедить ее властного отца (Альфред Молина) и падкую на лесть мать (Кара Сеймур) в том, что он желает их дочери только хорошего.

Дэвид предлагает им неоценимую помощь - познакомить Дженни со своим наставником, способным "пропихнуть" ее в Оксфорд. Даже в самом начале повествования опытный зритель заподозрит, что все это слишком хорошо, чтобы быть правдой. Но Дэвид красив, щедр и куда более интересен юной девушке, чем ее неопытный бойфренд-подросток Грэм (Мэтью Берд).

Вместе со своими приятелями Дэвид показывает Дженни привлекательную смесь высокого уровня жизни и низкопробных удовольствий, водит ее на собачьи бега и по злачным местам. Хотя Кэри Маллиган снискала большинство похвал у критиков, игра Сарсгарда в роли искусителя просто потрясает: его улыбка натянутая, но завлекающая, взгляд настороженный и в то же время дружелюбный, самоуверенность чуть выше нормы, но что за ней скрывается, не догадаться.

12989.jpegИ он определенно знает, как увлечь школьницу, - катает ее на своем темно-красном спорткаре, покупает ей подарки, возит в Париж и Оксфорд. Кто же мог бы сопротивляться такому ухаживанию? Только не Дженни. Дэвид дает ей понять, что та жизнь, к которой она стремится, возможна не только после получения высшего образования и успешной карьеры.

Наиболее придирчивые зрители обнаружили в сценарии Ника Хорнби парочку речевых анахронизмов (как-никак, действие происходит в старые добрые 1960-е) и несколько моментов, когда диалог балансирует на грани между мыльной оперой и пародией на ретро-фильм. И тем не менее "Воспитание чувств" с его сдержанным юмором, хорошо завязанной интригой и качественной актерской игрой является весьма вероятным кандидатом на получение "Оскара" в следующем году.

Читайте также: Фильм, которого не было.

Сюжет выстроен грамотно: фактически каждый вспомогательный персонаж наделен такой живостью и оригинальностью, что легко себе представить фильм, снятый о каждом из них в отдельности. Книгам Хорнби вообще свойственны юмор и человечность, и биография Линн Барбер - не исключение. В ней присутствует неповторимый шарм 60-х, юношеская тоска и непостоянство взрослых.

12990.jpegОригинальное название "An Education" двусмысленно: оно намекает и на учебу, от которой так легко отказывается Дженни, и на тот процесс, который ведет девушку к житейской зрелости. Хотя Кэри Маллиган сыграла эту роль в 22 года, в ее лице 16-летняя героиня нимало не "состарилась". Когда она совершает очевидно глупые поступки, искренне полагая, что они хорошо ею продуманы и ведут к задуманной цели, зритель не может ей не сочувствовать.

Критики разошлись в определении жанра "Воспитания чувств": некоторые называют фильм психологической драмой, некоторые - мелодрамой, кто-то счел его комедией, назидательной и в то же время забавной историей в стиле "моралите".

"Некоторые, конечно, скажут, что этот фильм ни о чем, - пишет Daily Mail. - Единственная проблема в нем - это как глупой девочке из среднего класса получить место в университете, и почему нам должно быть это интересно? Но Дженни не просто глупая девочка. Она олицетворяет новую Великобританию, родившуюся из строгости послевоенной поры и падкую до опасного очарования разгульных 60-х с их апологией капитализма. Ее история - это наша история".