rss  новости rss  статьи rss  все
 

Чего боится Мел Гибсон

01.11.2009 10:00

12959.jpegТак сложилось, что замечательного голливудского актера Мела Гибсона публика помнит в основном по фильмам прошлых лет - "Знаки", "Смертельное оружие", "Храброе сердце", "Чего хотят женщины" и, конечно, "Безумный Макс". Снятые им "Страсти Христовы" произвели на зрителей сильное впечатление, но оно, увы, достаточно быстро забылось.

Тем более что была причина забыть: ведь несколько лет назад Гибсон в своем далеко не юном возрасте вдруг решил стать самой отвязной звездой "фабрики грез". Он принялся появляться на людях пьяным, прославился расистскими высказываниями и прочими видами антиобщественного поведения.

Три года назад калифорнийская полиция арестовала его за вождение в нетрезвом виде - и это после 15 лет воздержания от спиртного. В беседе со стражами порядка Гибсон произнес напыщенную антисемитскую тираду, обвинив евреев в разжигании всех войн в мире. Это был крайне неприятный эпизод - и всего лишь один из тех, за которые Мелу впоследствии пришлось извиняться. Трудно поверить, что так себя вел тот милый парень, каким мы его видим сейчас.

Видео

12962.jpegКогда-то актер признавался, что борьба с зеленым змием приводила его к мыслям о самоубийстве. Но этот период позади. "Время заставляет вас выбирать между зрелостью и мужской менопаузой, - говорит Гибсон. - Я выбрал первое". Сейчас он готовится стать отцом: 39-летняя российская певица Оксана Григорьева ждет от него ребенка. Пара, отношения которой получили огласку спустя всего несколько недель после вести о разводе Мела с его женой Робин, будет растить целый выводок детишек: у самого Гибсона семеро отпрысков, а у Оксаны есть 12-летний сын Александр от "агента 007" Тимоти Далтона.

Неплохо обстоят дела у Мела и на профессиональном фронте. Сейчас он снимается в фильме "На краю тьмы" - адаптации картины, снятой в 1980-х годах на студии ВВС. Он также должен быть занят в черной комедии "Бобер", где ему отдана роль главы компании по производству игрушек - мужчины, страдающего от депрессии и начавшего советоваться с куклой-марионеткой. Многие надеются, что эти фильмы ознаменуют собой возвращение Гибсона на то почетное место, которое он занимал прежде.

Так что не стоит думать, что всеми любимый Мел сошел с пути истинного и растерял все нажитое непосильным трудом. Он по-прежнему может быть временами удивительно застенчив. В свои 53 года он скоро в очередной раз станет отцом. Его внешность, в которую ни разу не вмешивался скальпель пластического хирурга, продолжает оставаться привлекательной. И еще в понедельник выходит Blu-Ray с его фильмом "Храброе сердце", за роль в котором Гибсон получил "Оскара" в 1996 году. Об этой картине есть что вспомнить даже спустя почти 15 лет после ее выхода. Тем более что Мел был в ней просто уникален - хотя, пусть это мало кому известно, сначала он хотел взять на главную роль не себя, а другого актера.

Трехчасовая эпопея "Храброе сердце", как вы помните, посвящена одной из самых кровавых страниц истории Шотландии и рассказывает о судьбе легендарного Уильяма Уоллеса. Гибсон долго и упорно отказывался от главной роли в собственном фильме, не желая противоречить исторической правде. Дело в том, что к моменту смерти Уоллесу было около 28 лет, а Мел делал эту картину, будучи на доброе десятилетие старше. "Хотя, по крайней мере, мои колени не были морщинистыми", - смеется Гибсон, вспоминая ту дилемму. Колени были немаловажным пунктом в требованиях к исполнителю главной роли, ведь шотландцы ходят в юбках. Первоначально Уоллеса должен был играть Джейсон Патрик, но потом режиссер передумал.

12961.jpegЕго решение, как показало время, было совершенно правильным: "Храброе сердце" выиграло пять "Оскаров", получило почти 300 миллионов долларов грязными в мировом прокате и помогло современным шотландцам в их борьбе за независимость. "Я впервые понял на собственном опыте, что искусство может воздействовать на реальность, - говорит Гибсон. - Шотландия обрела частичную автономию". Кстати, с премьерным показом своего фильма Мел побывал в Шотландии - но больше не хочет туда возвращаться, потому что боится. "Мне пришлось бы все время ходить пьяным, потому что как иначе решиться надеть юбку, - смеется он. - И вообще, там холодно, особенно в юбке". Тот факт, что шотландские мужчины уже давно открыли для себя брюки, видимо, остался для Гибсона тайной.

Кстати, в Шотландии нашлось немало людей, которые сочли "Храброе сердце" исторической буффонадой, беллетризованным блокбастером на историческую тему. Один из историков, Алекс фон Тунцельманн, указал на несколько существенных погрешностей картины. В частности, Уоллес не мог встретиться с принцессой Изабеллой, которая вышла замуж за принца Уэльского спустя три года после смерти настоящего Уоллеса. Да и клетчатые килты, которые так великолепно смотрятся на экране, появились лишь в конце XVII века, хотя действие происходит в конце XII века. Историк Шарон Кросс поэтому сравнивает фильм Гибсона с "картинами о колониальной Америке, где мужчины носят костюмные пары двадцатого столетия".

Но больше всего Гибсона критиковали в Британии - конечно, за лютую, ядовитую англофобию. "Некоторые люди говорили, что, рассказывая историю, мы ее испортили. Такие мнения меня не очень беспокоят, потому что нужно уметь отличать реальность от кинематографа, - говорил в ответ Мел. - Я думаю, фильмы в первую очередь предназначены, чтобы развлекать, затем чтобы чему-то учить, и в последнюю очередь на что-то вдохновлять. Вероятно, были исторические погрешности, и довольно много. Но я считаю, что история человечества и история одного конкретного человека - принципиально разные вещи. События, происходившие с кем-то, совершенно необязательно описаны доподлинно. Разве могут документы рассказать всю правду о живом человеке? Так что всегда остается место для размышлений и фантазии".

12960.jpegПо словам Гибсона, перед началом работы над фильмом он много читал об Уоллесе и понял, что тот не был таким уж идеальным героем, каким режиссер собирался изобразить его на экране. "Мы его романтизировали немного, - признался Мел. - Это язык кинематографа, что тут поделаешь. Приходится делать любую историю приемлемой для экрана. А на самом деле ведь Уоллес был монстром. От него исходил невыветривающийся запах дума, потому что он сжигал деревни дотла, порой и вместе с людьми. Таких людей викинги называли берсерками".

"Поэтому нам пришлось существенно сместить акценты, ведь положительный герой фильма должен быть именно положительным - в противоположность отрицательному герою, злодею, с которым он сталкивается. Жизнь, конечно, не так примитивна, но на экране этого не покажешь. Для каждой истории можно выбрать множество точек зрения, с которой ее удобнее рассказать", - объяснял Гибсон.

"Храброе сердце" снималось в Шотландии и Ирландии. В качестве реквизита были привлечены три тысячи отдельно оплаченных реликтов. Гибсон договорился даже об участии в съемках 40 современных членов клана Уоллеса. "Поищите на экране самых лихих и страшных - и это будут те самые парни, - говорил Гибсон. - В них было что-то хищное и дикое". Работать часто приходилось под проливным дождем, и это, по словам Мела, было тяжело. Но для него это была не первая успешная попытка превратить малоосуществимую идею в триумф.

Вот, к примеру, в 1990 году Гибсон хотел сыграть Гамлета в фильме Франко Дзефирелли, но продюсеры его высмеяли. Желание во что бы то ни стало заполучить эту роль заставило Мела создать собственную продюсерскую компанию "Icon Productions" - и с ее помощью снять фильм, получивший, кстати, высокие оценки критиков.

Точно так же было со "Страстями Христовыми" в 2004 году, когда многие предсказывали этой монументальной и оригинальной картине сокрушительный провал, поскольку она кровава, скучна, слишком затянута и основана на известной каждому последовательности событий, описанной в Новом Завете. Тем не менее этот фильм стал одним из рекордсменов по прибыли в истории современного кинематографа. "Страсти" также в очередной раз продемонстрировали нежелание Гибсона уклоняться от изображения чрезмерного насилия на экране. Скорее всего, и "Храброе сердце" было куда более кровавым до редактуры.

Светкина Валентина 
Система Orphus