Общество и культура

Петербуржцы, активисты, эксперты и депутаты: абсолютное большинство выступает против проекта трассы М-7

Возрождение проекта строительства скоростной трассы М-7, которая может затронуть Удельный парк, продолжает будоражить петербуржцев. Вопреки заявлениям просмольненского пула, против инициативы выступают большинство горожан — от активистов до депутатов. Трасса "разрежет" зеленую зону, навредит экологии и серьезно подпортит жизнь живущим рядом петербуржцам.

"Бессмысленный и уродливый"

Петербуржцы продолжают выступать против реализации проекта скоростной трассы М-7, которая должна пройти через территорию Удельного парка. На прошедшем в Петербурге международном экономическом форуме (ПМЭФ-2023) представители Смольного подписали соглашение о намерениях с банком ВТБ. Проект давно провоцировал серьезное противодействие со стороны жителей Северной столицы и был "отложен в долгий ящик". Однако теперь, в общей сложности спустя 60 лет, его реализация становится реальной.

Подразумевается, что скоростная трасса начнется на Шпалерной улице, у Смольного собора, и сольется с Выборгским шоссе. Губернатор Петербурга Александр Беглов на подписании соглашения заявил, что по значимости она будет приравнена к ЗСД. Соглашение строится на принципах концессии, то есть проезд по трассе будет платным, а сборы пойдут к концессионеру — банку ВТБ. Заявлено, что проект предназначен для сокращения пробок и разгрузки городских магистралей.

Есть в проекте один немаловажный нюанс: трасса должна проходить через территорию Удельного парка в виде эстакады, что и возмутило жителей. Сегодня чиновники пытаются убедить общественность, что эстакада — не трасса. "Это — другое", говорят они. Но журналисты напоминают, что точно такая же эстакада на ЗСД сделала нежилой часть Канонерского острова.

Также скоростная трасса серьезно влияет на экологию. В данном случае речь идет о потенциальном уничтожении масштабной зеленой зоны, исторически полюбившейся петербуржцам.

"Абсолютно бессмысленный и уродливый проект, который уничтожит экологию целого сектора города. Загазованность и зашумленность увеличит количество больных, уменьшит количество птиц в городе. А для отпугивания птиц поставят еще пищалки, как на ЗСД, которые будут круглосуточно пищать в окна рядом живущих", - возмущаются горожане.

При этом они отмечают, что эстакада никак не повлияет на загруженность городского автодвижения — пользователи не станут проявлять ажиотажа по поводу платной дороги. В отличие от чиновников, чьи "лимузины" смогут напрямую и "с ветерком" добираться от места работы до своих коттеджей и частного аэропорта.

"Выхлопные газы тяжелее воздуха. Следовательно, отдыхающие в парке будут им дышать и наслаждаться не пением птиц, а гулом автотрассы", - переживает другая горожанка.

Причем такую позицию жители и гости парка высказывают, начиная с 2014 года. Однако это не повлияло на генплан города, в котором трасса значится до сих пор. Его к текущему моменту лишь отредактировали — вместо массовой вырубки деревьев и прохождения М-7 прямо через парк ее планируют построить сверху, на эстакаде, хотя особой разницы нет — все равно пострадают как экология, так и местные жители. Кстати, сам Удельный парк имеет статус объекта культурного наследия.

Сегодня активисты призывают подписывать петиции и убедить городские власти не уничтожать очередную городскую эко-зону ради сомнительных целей. Они подтверждают, что решение вопроса с "перегрузом" городских дорог неэффективно, а сам парк будет принесен в жертву в угоду небольшой части горожан. В то же время в этой зеленой зоне богатая флора и фауна, которая может окончательно исчезнуть.

"Боже, вот не дает им покоя парк! Неужели нельзя оставить его уже в покое?? И так уже каменные джунгли кругом, зелени совсем нет, дышать нечем", - возмущаются участники сообщества "Защитим Удельный парк" "ВКонтакте".

Эксперты тоже против

Общественную позицию поддерживают многие эксперты. Доктор технических наук, заведующий кафедрой "Тоннели и метрополитены" Петербургского государственного университета путей сообщения Александр Ледяев отмечает, что гораздо более эффективным решением видится подземный тоннель под Удельным парком. В створе Арсенальной улицы можно использовать метод погружных секций по аналогии с Канонерским тоннелем. Именно так планировали поступить еще советские специалисты.

"Подводный тоннель будет стоить не дороже моста и поможет сохранить парк… Многое в городе уже испоганили. Нет у нас в городе хозяина, нет. Разумный хозяин семь раз отмерит, прежде чем отрежет. Что такое отмерит в этом случае? Это значит — спросит мнение специалистов, а не просто пойдет навстречу тем, кто больше денег принесет. Сегодня никто мнение специалистов не спрашивает", - отметил он.

Депутат законодательного собрания Борис Вишневский также выступил с активной позицией против уничтожения парка, отметив, что цена за "проезд с ветерком" чиновников до своих дач может слишком дорого обойтись городу.

"Направил губернатору обращение об отмене "соглашения о намерениях" строить пресловутую "магистраль № 7", которая нанесет огромный вред Удельному парку, а необходимость ее весьма сомнительна и ничем не доказана", — пишет Вишневский в своем телеграм-канале.

Общественный деятель Ярослав Костров также крайне негативно отреагировал на новость о "реанимации" проекта.

"Создание многополосной автострады через Удельный парк с конечной точкой у тихого Таврического сада — это даже не коррупция или очередной распильный проект. Это самая настоящая градостроительная бомба, которая принесёт много бед сразу в несколько районов Санкт-Петербурга", — отметил он.

Осенью прошлого года депутат от КПРФ Ирина Иванова поднимала вопрос возвращения участку рекреационного статуса ЗНОП, и тогда глава комитета по развитию транспортной инфраструктуры Андрей Левакин заявил, что проектирование трассы не ведется, а значит — ничто не мешает удовлетворить просьбу депутата и петербуржцев. Однако этого так и не произошло.

Очевидно, что проект не поддерживают и жители "пятиэтажек", расположенных рядом с Удельным парком. Они опасаются, что их дома либо будут снесены, либо жизнь станет невыносимой и придется съехать.

"За" выступают только те, кто входит в пул Смольного, но тут комментарии излишни. Петербуржцы же продолжают борьбу за сохранение Удельного парка и сегодня собирают подписи за отмену скандального соглашения.