зарубежный

Фильмы по книгам: хорошие, плохие, никакие

Обычно подавляющее большинство зрителей, сначала прочитавших произведение, а потом посмотревших кино по нему, сходятся во мнении, что "затея не удалась". Фильмов, в основе которых лежит адаптированный сценарий, способный сжать 500-900 страниц до 2 часов, существует невероятное количество. Многие из них у всех на слуху, тот же "Властелин Колец". При этом поклонники книжной трилогии Толкиена не плюются ядом в сторону Питера Джексона, обвиняя его в "посягательстве на святое".

Однако для многих российских зрителей некоторые писатели наверняка стали открытием именно после экранизаций - например, Кормак Маккарти, который часть своих новых поклонников приобрел после "Старикам тут не место", часть после "Дороги"; или Джон Гришэм, выдающийся американский автор захватывающих "юридических" триллеров, по книгам которого снимали "Время убивать", "Фирма", "Клиент всегда мертв" и другие фильмы. К таким же можно отнести и скромного Джона Кракауэра, который в равной степени писатель, журналист и альпинист. Его выдающаяся, основанная на реальных событиях история о парне, который отправился путешествовать по Америке без гроша в кармане, в 1996 году так впечатлила Шона Пенна, что он - правда, спустя целых 10 лет - снял по ней великолепный фильм "В диких условиях".

Но обратимся к более известным первоисточникам. Самым экранизируемым писателем считается, конечно же, многострадальный Шекспир, по которому сделали несколько сотен фильмов. Недалеко от него ушли Чарльз Диккенс и Артур Конан Дойль. Среди более современных писателей пальму первенства наверняка держит Стивен Кинг. Количество экранизаций его произведеий перевалило за сотню, причем самыми успешными являются отнюдь не сделавшие ему имя ужастики, а драмы: "Зеленая миля" входит в первую сотню 250 лучших фильмов по версии сайта IMDB, а "Побег из Шоушенка" вообще возглавляет список. Второе место там занимает "Крестный отец" - культовый фильм по культовой книге Марио Пьюзо. По мнению автора этой статьи, она была все-таки безобразно экранизирована, хотя большинство с этим несогласно.

Мы снова вернулись к утверждению, с которого начали: если вы являетесь поклонником книги, надо подходить к фильму как к будке со сторожевым псом. Так говорили и поклонники Сесилии Ахерн, которым не понравился "P.S. Я люблю тебя", и поклонники Кена Кизи, со снисходительным прищуром смотрящие на оскароносный "Пролетая над гнездом кукушки" Милоша Формана. А вот "Бойцовский клуб" Чака Паланика, попав в руки к выдающемуся режиссеру Дэвиду Финчеру, заиграл новыми красками, получил новую концовку и стал объектом поклонения огромного количества молодых людей, на чей пубертатный период пришелся фильм. Даже сейчас, повзрослев, эти бывшие мальчишки способны найти в нем хотя бы пару зерен истины. В данном случае режиссер вывел описанный в книге сюжет на новый уровень, однако это встречается нечасто.

Назовем и несколько экранизаций, от которых определенно следует держаться подальше: "И грянул гром" 2005 года по Бредбери, "Онегин" 1998 года по Пушкину (вообще к большинству заграничных экранизаций русской классики нужно относиться с крайней степенью осторожности), "Дориан Грей" 2009 года по Уайльду.

В случае с "Гэтсби", мировая премьера которого состоится 9 мая, а российские зрители увидят его неделю спустя, опасения поклонников романа Фицджеральда вызывает, например, шокирующее несоответствие столь любимой ими атмосферы Америки 20-х годов и саундтрека, включающего в себя все грани современной популярной музыки: от стеснительных The xx и возвышенной Флоренс Уэлч до набивших оскомину рэперов - таких, как Jay-Z или will.i.am.

Однако пока рано делать выводы: мы можем только гадать, что за блюдо нам готовит "Великий Гэтсби", в роли которого выступил потихоньку седеющий Леонардо Ди Каприо. Способен ли на экранизацию винтажного литературного произведения режиссер таких фильмов, как "Мулен Руж" и "Ромео и Джульетта" (того самого, который на современный лад)? Это мы узнаем совсем скоро.