зарубежный

Красота Пенелопы Крус мешает ей в работе

Режиссеры, которым доводится работать с Пенелопой, наслаждаются "жестокой страстностью" этой оскароносной актрисы, как, впрочем, и те мужчины, которых она считает своими. В данный момент, кстати, это ее жених Хавьер Бардем.

Пиком ее голливудской карьеры можно считать такие неплохие американские фильмы, как "Ванильное небо", где она снялась на пару с Томом Крузом, "Готика" с Холли Берри в главной роли, "Выбор капитана Корелли", "Сахара" и, конечно, "Бандитки" с Сальмой Хайек. Пенелопа никогда не относилась к работе спустя рукава, даже если фильм, в котором она снималась, носил откровенно развлекательный характер. Но критики считали, что продюсеры недооценивают ее, не приглашая на серьезные драматические роли в кино "другого" формата. Режиссеры, которые не в состоянии были осознать всю глубину таланта Крус, попросту не знали, что с ней делать. Эксплуатировали ее колоритную внешность, богатую мимику, выразительные взгляды и великолепную пластику - но не более того.

Фото: VF.comСейчас все иначе: Пенелопа на вершине своей славы, причем именно в том амплуа, которое ее достойно. Она настоящая, стопроцентная актриса в классическом, почти театральном понимании этого слова. Она пользуется огромной популярностью и в Европе, и в Штатах, уважаема критиками и высокооплачиваема. Ее участие в картинах практически гарантирует высокие кассовые сборы. Благодаря прошлогоднему шедевру Вуди Аллена "Вики Кристина Барселона" Крус получила "Оскар" за лучшую женскую роль второго плана.

Она совершенно определенно входит в тот невероятно узкий круг "импортированных" в Голливуд актрис, которые начинали свою карьеру в фильмах на родном языке, а потом умудрились покорить Америку. К этому кругу относятся такие мегазвезды, как Марлен Дитрих, Грета Гарбо, Ингрид Бергман, Софи Лорен, Анук Эме, Катрин Денев и Лив Ульманн. В прошлом лишь одна испанская актриса сумела добиться такого же успеха, как Пенелопа. Это была Рита Хейворт, урожденная Маргарита Кармен Кенсино, - и отказ от собственного имени был только первым шагом, который ей пришлось сделать на пути к славе.

В 70-80-х годах, когда Пенелопа была маленькой девочкой и росла в Алькобендасе (в провинции Мадрид), никто, включая ее саму, и помыслить не мог о том, что ей предстоит. В семье было трое детей - Пенелопа, Моника и Эдуардо. Их родители работали с утра до вечера шесть дней в неделю, стараясь их прокормить. Отец, Эдуардо Крус, трудился в собственном хозяйственном магазине, у матери Энкарны был собственный парикмахерский салон. Пенелопа и Моника крутились вокруг нее каждый день. "Это была моя первая настоящая школа, - вспоминала потом актриса. - Я притворялась, будто делаю свою домашнюю работу, но на самом деле я внимательно наблюдала за женщинами в салоне. Удивительное было ощущение, когда им помогали стать немного больше похожими на тех, кем они хотели бы стать. Парикмахерская казалась им чем-то вроде кабинета психолога. Они готовы были поделиться здесь всеми своими тайнами, даже самыми сокровенными, - в обмен на красоту".

Фото: VF.comС раннего детства Крус проявляла актерские задатки, однако ее родственники этого не замечали, считая ее просто очень живой, энергичной и непосредственной девочкой. "Теперь, когда мы смотрим наше семейное видео, мы удивляемся, как еще тогда не разглядели в Пенелопе артистку, - говорит ее сестра Моника. - Мы просто падаем от смеха, потому что это было совершенно очевидно, а мы не увидели. Всякий раз, когда Пенелопа появлялась перед камерой, она что-то изображала, пела, танцевала - или все это сразу".

Когда в 1987 году девочка отправилась в среднюю школу, по вечерам ей приходилось на автобусе или метро ехать в город, где она ходила в балетный класс. Иногда она умудрялась пробраться на сеанс в соседнем кинотеатре, хотя 13-летних на некоторые фильмы, конечно, не пропускали. Уже тогда Пенелопа стала поклонницей Альмодовара. Его фильм "Свяжи меня" 1989 года - безумная история похищения и любви с Викторией Абрил в главной роли - подарил юной Крус мечту всей ее жизни. "Это был день, когда я решила стать актрисой, - вспоминает Пенелопа. - Я влюбилась. Я нашла то, чем по-настоящему хотела бы заниматься. Мне не хотелось сидеть в офисе. Я была хорошей ученицей, но учеба не приносила мне счастья. В моей семье и среди друзей не было ни одного человека, который смог бы заработать себе на жизнь актерской профессией, но я все равно решила попробовать. И начала искать агента".

Фото: VF.comОна нашла Катрину Байонас, которая остается ее агентом до сих пор. Но в те годы Байонас была неумолима: после первого прослушивания она отказалась работать с Пенелопой по той простой причине, что девушка показалась ей слишком молодой. "Иди домой и возвращайся через несколько лет", - сказала она Крус. Та ушла и вернулась, но только уже на следующей неделе. Вторая попытка также окончилась неудачей, а вот третья, повторенная через несколько недель, достигла цели: Байонас подивилась настойчивости будущей актрисы и решила взять ее под свое крыло.

Первые два кинофильма, в которых снималась Пенелопа, были костюмная драма "Прекрасная эпоха" (1992) и "Jamón, Jamón" режиссера Бигаса Луны. Во втором фильме Крус впервые встретилась с Хавьером Бардемом. Тогда ей едва исполнилось 17, и она врала продюсерам относительно своего возраста - а родителей обманывала, не рассказывая им об истинном содержании картины, лишь бы только они не запретили ей сниматься в ней. Юная актриса не стеснялась демонстрировать собственное тело, а их дуэт с Бардемом был, по всеобщему признанию, "любовной химией на экране". Так или иначе, эта роль оказалась для Пенелопы большим успехом. И после его выхода в прокат ей позвонил ее кумир, Педро Альмодовар. Поздравив девушку, он пригласил ее сниматься в своей новой картине "Кика" (1993).

Прослушивание состоялось прямо на кухне у режиссера, и он был поражен талантом и грацией актрисы, которой в будущем было сждено стать его музой. Впрочем, Пенелопа не удержалась от своей традиционной попытки убедить Альмодовара в том, что она намного старше, чем есть на самом деле. Ведь роль, на которую он ее приглашал, требовала возраста вдвое большего, чем 18 лет. Педро, конечно, не поверил, но это ничего не изменило. Более того, он объяснил Крус, что собирается работать с ней и в дальнейшем.

Фото: VF.comЗа следующие четыре года Пенелопа снялась в дюжине европейских фильмов, а потом переехала в Нью-Йорк, снова занялась балетом и брала уроки английского. С одной стороны, в Америке ее никто не знал, и это затрудняло путь к кинематографическим вершинам. С другой стороны, анонимность была ей на руку - после Испании, где каждый зритель видел ее обнженную грудь.

В 1996 году Альмодовар предложил ей роль в фильме "Живая плоть". Крус предстояло сыграть молодую проститутку с сильным, самобытным характером. "У нее была своего рода сила, очень земная и вечно удивляющая, особенно для такой молодой женщины, - говорил после выхода картины сам режиссер. - Многие люди признались, что вспоминали Пенелопу после окончания фильма, хотя она присутствовала на экране лишь в течение первых восьми минут. Восемь минут реально большого таланта. Джуди Денч получила "Оскара" за свои восемь минут во "Влюбленном Шекспире".

Это сотрудничество между актрисой и режиссером в полную силу расцвело в следующем проекте - "Все о моей матери" (1999), современной версии старомодного "женского фильма". Способность Крус ухватить все тонкости лихо закрученного сюжета и выдержать фирменную тональность Альмодовара сделала ее роль очень убедительной. Ее героиня и комедийна, и трагична. Когда она, молодая девушка на обучении у монахинь, беременеет от трансвестита и узнает, что заразилась от него СПИДом, зритель просто не может сдержать слез.

Затем последовал первый ее набег на Голливуд. Она стала по-настоящему популярной, и к ней потянулись известные мужчины "фабрики грез". По слухам, среди ее поклонников были Мэтт Деймон, Николас Кейдж, Мэттью Макконахи и Том Круз. Тогда же у Пенелопы появилась первая закадычная подруга - Сальма Хайек. Но Альмодовару казалось, что американский период творчества Крус пошел ей не на пользу. "В ней видели просто красивую девочку, - говорит он. - Все эти проблемы с рынком, агентами, студиями и с кинопроизводством в целом ведут актеров по проторенному коммерческому пути, убивающему талант. Пенелопа снялась в десяти или двенадцати таких фильмах, и я просто обязан был спасти ее от этого. Шучу".

Может, он, конечно, и шутит, но фактически именно его фильм "Возвращение" (2006) возродил Крус как великую актрису, а не просто кинозвезду. Сейчас Пенелопа любит вспоминать о том, как режиссер заставил ее носить на съемках накладные ягодицы, потому что ее собственная пятая точка казалась ему слишком тщедушной. По ее словам, эта искусственная выпуклость была настолько же пластичной и мягкой, как нос Николь Кидман, приделанный ей Стивеном Долдри для роли Вирджинии Вульф в фильме "Часы". За "Возвращение" Крус была номинирована на "Оскар" как лучшая актриса, первой из всех уроженок Испании. Этот триумф заставил обратить на нее внимание всемирно известных режиссеров. В их числе был и Вуди Аллен, который сразу же положил на Пенелопу глаз, решив снять ее в своем очередном фильме - "Вики Кристина Барселона" - в паре все с тем же Хавьером Бардемом. Эта роль, многогранная и интересная, дала актрисе возможность проявить себя целиком и полностью.

"Я никогда не думал о ней как о человеке, - говорит Вуди Аллен. - Когда я работаю, актеры интересуют меня только с профессиональной точки зрения. У Пенелопы просто прекрасный характер, и я был ею доволен, но даже если бы она была стервой, это бы меня не расстроило. У нее настолько естественное чувство юмора, что я попробовал сделать ставку на смешные нотки в ее роли". Многие режиссеры, которые работали с Крус до Аллена, оставляли незамеченным ее комедийный талант, потому что их покоряла ее внешность и киногеничность.

Только Альмодовар сумел скомбинировать смешное и драматическое в ее экранных образах. Такова ее роль в новом его фильме "Разомкнутые объятия", одна из самых интересных и выгодных в ее карьере, по словам самой Пенелопы. "Педро довел меня до предела, - говорит актриса. - Он действительно знает, как нажать на все мои кнопки. Так можно работать только с тем человеком, которому полностью доверяешь".

Но у Крус есть и роль мечты, которую она пока не сыграла. Конечно же, это Кармен. "Я думаю о том моменте в опере, когда Кармен появляется, и мужчины спрашивают у нее, согласна ли она любить их. И она отвечает им, что любовь - непослушная птица, которую не может приручить никто", - объясняет Пенелопа.