российский

Звуки денег (акулы шоу-бизнеса раскрывают свои секреты)

Двадцатый век сделал акт купли-продажи основной формой существования. Продается все: любовь, внутренние органы и места в космических кораблях. Наш рассказ — о том, как продается и покупается музыка. К настоящему времени в мире существует система, в которой исполнитель является песчинкой в океане менеджмента звукозаписывающих компаний. Доходы делятся соответственно. Музыкальный бизнес построен таким образом, что исполнители вынуждены следовать определенному своду правил, в противном случае, их музыка может оказаться невостребованной. И хотя талант, как известно, всегда пробивает себе дорогу, иногда это занимает значительное время. Что же представляют собой эти “акулы шоу-бизнеса”, и почему без них плохо, а с ними еще хуже?

Рекорд-лейбл. Что на этикетке?

Труднопроизносимым словом рекорд-лейбл называют звукозаписывающие компании. Термин этот давно не отражает положения дел — схема работы лейблов сложна и выстроена по жестким правилам рыночных отношений. Она включает в себя поиск новых талантов, запись и работу со звуком, дистрибуцию готового материала, продвижение и рекламу самих исполнителей и их музыки, работу со средствами массовой информации и организацию концертов и туров. Цель таких структур проста — выяснить, на ком можно сделать деньги, и сделать их.

Количество подобных компаний в мире уже не поддается исчислению, но основных лейблов пять. Их еще называют мэйджорами — то есть главными, основными. Итак — вот они, гиганты мировой музыкальной индустрии: Sony, BMG, EMI, Universal, Warner. Лидирующее положение они занимают еще и потому, что являются старейшими в мире. EMI, например, развивалась вместе с технологией звуковоспроизведения и изначально была той компанией, которая придумала первый граммофон.

Sony — не спать!

Мир Sony — империя, прославившаяся прежде всего разработкой и внедрением передовых технологий в сфере записи, обработки и воспроизведения звука. Sony как рекорд-лейбл возник совсем не в Японии.
В конце 80-х годов девятнадцатого века, как известно, был изобретен первый граммофон — срочно нужны были пластинки, которые можно было бы слушать. Спрос немедленно породил предложение. В штате Коннектикут две компании немедленно занялись освоением новой ниши — производством и внедрением новой музыкальной машины, самих пластинок, а также звукозаписью. Это были фирмы Epic и Columbia. Первой пластинкой, которую они продали, стала публичная речь президента Мак-Кинли в Буффало, которую тот произнес за несколько часов до того, как был застрелен.

В 1903 году впервые состоялась запись, как мы бы теперь сказали, живого звука — концерта в нью-йоркской “Метрополитен-опера”. Этот зал и стал первой студией, где в последующие годы записались музыканты, представившие практически все существующие на тот момент направления. Собственно их было всего два — классическая музыка и стремительно набирающий популярность джаз.

Уже к 1919 году американцы покупали более 25 миллионов пластинок ежегодно, а оборот этой индустрии составлял 150 миллионов долларов. В каталогах того времени значились Луи Армстронг, Кинг Оливер, Мэми Смит и многие другие. В 1934 году легендарный американский продюсер Джон Хаммонд, на годы вперед определивший принципы развития индустрии шоу-бизнеса, выпустил серию пластинок Spirituals of Swing — записи живых выступлений в Карнеги-холле.

Имена участников этого многолетнего проекта говорят сами за себя — Каунт Бэйси, Дюк Эллингтон, Бенни Гудмэн, Билли Холидей. В 1938 году происходит слияние Columbia с компанией American Records. Огромные средства тратятся на научные исследования, и как результат возникает новая более скоростная технология записи и воспроизведения звука — так называемая long-playing record, позволявшая вместить значительно больше музыки на одну пластинку, — наступала эра альбомов.

В 1953 году к альянсу Columbia и American Records присоединяется Epic Records. В музыке к тому времени появилось множество новых стилей и направлений, a Epic как раз специализируется на ритм-энд-блюзе, роке и музыке кантри.

К тому времени знаменитое японское технологическое чудо уже произошло — Страна восходящего солнца стала законодателем моды новых технологий, и в 1968 году происходит эпохальное слияние Sony Technologies и американского “гиганта на трех ногах”, как называла пресса союз Columbia, AR и Epic.

В 1982 году именно в недрах этого союза рождается технология компакт-дисков. На сегодняшний день Sony — крупнейший и очень сложный конгломерат, в руках которого сосредоточено более половины мировых творческих и научных ресурсов.

Звезды Sony — лучшие из лучших. Охота за талантами происходит непрерывно. При этом не все исполнители даже высочайшего уровня выдерживают жесткие условия контрактов этой компании — история Джорджа Майкла, попытавшегося вырваться из цепких лап фирмы, тому пример. А вот Майкла Джексона, Джона Кэйла, Мэрайю Кери, Леонарда Коэна, Перл Джэм, Роджера Уотерса и хор Вестминстерского аббатства ситуация, похоже, абсолютно устраивает.

В 2000 году филиал компании появился и в России. Первыми русскими “сонями” стали группы “Би-2” и “Сплин”. Кто следующий?

ЕМI

Основой для возникновения этого мэйджора также послужило изобретение граммофона, и произошло это также в конце позапрошлого столетия. В 1899 году художник Френсис Баро продает компании картину “Голос его хозяина”, на которой изображена собака, слушающая граммофон. Эта знаменитая эмблема до сих пор является официальным логотипом ЕМI.

В 1900 году в столичном тогда Санкт-Петербурге открывается ее первый заграничный офис. А в 1902 году и итальянский тенор Энрико Карузо записывает для компании 10 песен и становится ее первой звездой. Еще на самых ранних этапах своего развития этот лейбл отличался удивительной рыночной агрессивностью — уже в начале века офисы его находились в таких странах, куда другие компании до сих пор и не заглядывали. Более 60 процентов своих прибылей компания получала именно из этих офисов, продавая одновременно пластинки и сами граммофоны.

К началу первой мировой войны только в одной Великобритании продавалось более миллиона пластинок в год, а граммофон был в каждой третьей семье. Война сильно подорвала этот вид бизнеса. Но жизнь продолжается всегда. С окончанием войны продажи стабилизировались, музыка снова стала неотъемлемой частью жизни. К тридцатым годам в каталоге лейбла все ведущие классические исполнители (Артуро Тосканини, например) плюс записи джазовых концертов, которые давали американские звезды в Европе. В 1931 году на Abby Road в Лондоне открылась первая профессиональная студия.

Теперь не нужно было везти дорогостоящее ламповое оборудование в оперу или клуб. Сами музыканты теперь приходили и записывались столько и так, как считали нужным, имея возможность доводить исполнение музыки до совершенства. Тогда-то и появилась разница между “живыми” и “студийными” выступлениями. В том же году Алан Блюблэйн из научного центра ЕМI разрабатывает и патентует технологию “стерео”.

ЕМI первой из всех вводит штатную единицу менеджера по поиску талантов. В первый набор попал некто Джордж Мартин, отыскавший в ливерпульском клубе “Битлз”.

Сразу после второй мировой войны компания подписывает договор с крупнейшими студиями Голливуда и начинает выпуск звуковых дорожек к самым известным фильмам. Так родилось понятие саундтрека. В 1952 году с ЕМI подписывает контракт Мария Каллас. Американцы тоже не отстают и в каталогах появляются Фрэнк Синатра и Нэт Кинг Коул. В 1958 году с помощью компании восходит звезда Клиффа Ричарда.

В 1962 году выходит первый сингл The Beetles “Love Me Do”. А через пять лет на лейбле появляются Pink Floyd. В 1972 г. ЕМI выкупает из кабальных условий Queen. Потом были Pet Shop Boys, Spice Girls и многие-многие другие. Традиции агрессивного маркетинга не позволили фирме оставить без внимания российский рынок. Интересы ЕМI в России представляет компания Gala records, представляющая интересы таких российских групп, как Pep See, “Вопли Видоплясова”, “Ленинград”.

BMG

BMG (Bertelsmann Music Group), будучи крупнейшим музыкальным агентством в мире, в свою очередь является подразделением немецкого медиахолдинга Bertelsmann AG, входившего когда-то в информационную империю Акселя Шпрингера. Холдинг занимает ведущее место в области глобальной медиа- и развлекательной индустрии и включает в себя книгоиздательские фирмы, музыкальные компании, клубы по распространению книг и музыкальной продукции, издателей периодической печати, теле- и радиостанции и многое другое. Холдинг является мировым лидером в области сетевой коммерции.

С музыкальным рынком холдинг изначально был связан только небольшим немецким лейблом Ariola. В 1979 году в его состав входит независимая американская звукозаписывающая компания Arista. Затем присоединяются RCA, Dell и Doubleday. Руководство компании Bertelsmann принимает решение выделить эти компании в отдельное подразделение.

И в 1986 году, относительно недавно, BMG выходит на американский рынок и открывает свою штаб-квартиру в Нью-Йорке. Отсутствие долгой истории лейбл компенсирует весьма профессиональными шагами по продвижению своих исполнителей. Ее деятельность охватывает практически все виды музыкального бизнеса — от создания музыкального проекта до донесения его до конечного потребителя, что включает в себя звукозапись и работу со звуком, музыкальный паблишинг, маркетинг, производство и дистрибуцию музыкального продукта, продажу музыки через Интернет. Филиалы компании находятся по всему миру, а доходы за последний год превысили 5 миллиардов долларов.

BMG, как и другие компании, гордится своими звездами. И есть чем: Элвис Пресли, Дайдо, Уитни Хьюстон, Энни Ленокс, Карлос Сантана. В России деятельность компании осуществляется в нескольких направлениях с учетом специфики российской музыкальной действительности, а именно двух факторов — безудержного пиратства, отсутствия у большинства населения приличной звукопроигрывающей аппаратуры и долгого отсутствия музыкального рынка вообще. BMG выпускает продукцию по бэк-каталогам, серию тяжелой рок-музыки и сборники популярных мелодий на кассетах и дисках. Из русских исполнителей лейблу особенно приглянулась Линда.

Музыка от братьев Уорнер

Похожая история сложилась и с лейблом Warner Brothers. Изначально гигант киноиндустрии занимался исключительно производством фильмов. Однако музыкальный бизнес оказался настолько лакомым куском, что в марте 1958 г. было создано специальное музыкальное подразделение, сначала паровозом выступал киноконцерн. В 1990 году компания приходит в Европу, демонстрируя свою стилистику и специфические методы ведения бизнеса. Как результат, Warner Music — одна из 5 самых крупных музыкальных компаний в мире. В середине девяностых начинается освоение, вернее, создание практически с нуля восточноевропейского музыкального рынка. И здесь в поле зрения директора европейского представительства попадает Россия. Маркус Трошер прекрасно понимает емкость русского рынка и рвется туда первым, обосновывая необходимость такого шага перед собственным руководством на бесконечных заседаниях.

И вот согласие получено. Чтобы заявить о себе раз и навсегда компания делает беспроигрышный ход — в августе 1999 года в Россию привозят легендарных, неотразимых, безумных Red Hot Chilli Peppers. Группа выступает в Москве на Васильевском спуске и собирает 220 тысяч зрителей. В столицу едут целыми поездами, впрыгивая в вагоны в последний момент. И над всем этим гордо реет логотип Warner Music. “Своими” компания считает таких мегазвезд, как Джордж Харрисон, Дюк Эллингтон, Принц, Род Стюарт, “Секс пистолз”, Мадонна, Эрик Клэптон, Майлз Дэвис, Том Петти и многих других. Интересы компании в России представляет “Фирма грамзаписи Никитин”, которая специализируется также на переиздании русского рока.

Универсальная музыка

Последний лейбл, который осталось представить, — компания Universal Music, также выросла из недр Голливуда. Только случилось это немного раньше. Universal — медиагигант, берущий исполнителя в свои руки сразу и навсегда. И, пожалуй, единственный из мэйджоров, ни разу не переживший тяжелых времен. Компания стабильна и ежегодно приращивает свои активы за счет покупки более мелких лейблов, которые чувствуют себя более уверенно под крылом такого сообщества. Кроме того, артисты Universal ведут самую активную концертную деятельность — по контракту они обязаны давать не менее 10 концертов в год, а также участвовать в различного рода благотворительных мероприятиях и закрытых акциях. Наиболее впечатляюще выглядит и список звезд Universal: ABBA, Брайан Адамс, “Аэросмит”, “Би Джиз”, Чак Берри, Бьйорк, “Кардиганз”, Де Фазз, Стинг и многие другие.

Особого внимания заслуживает и деятельность лейбла в России. Компания радует как оперативным выпуском новинок, так и концертами исполнителей, о которых еще десять лет назад мы могли только мечтать. Интересна и политика в отношении русских звезд — проекты создаются с нуля, и такие персонажи российской поп-сцены, как Алсу и нимфеточные девушки “Тату”, — это творение Universal Russia. Последний инструментальный альбом Дмитрия Маликова также издан этой компанией. К лету лейбл намерен привезти в Россию легендарную исландку Бьйорк.

Глобализация, пиратство и российские фонотеки

Мэйджоры, как и все, подвержены общемировым тенденциям. Объединяться планируют два гиганта ЕМI и Time Warner. По информации портала “Культура”, эта сделка оценивается в двадцать миллионов долларов и приведет к созданию самой большой группы в этой сфере деятельности. Есть информация о том, что Sony, Bertelsmann и другие конкурирующие структуры всячески препятствуют этому слиянию, результатом которого, помимо всего прочего, станет лидерство в области продажи музыки через Интернет.

Кроме того, существуют проблема пиратства и отдельная головная боль в виде компании Napster. Половина музыкального рынка является нелегальной. Что касается нашумевшего процесса между Американской ассоциацией производителей музыки и интернет-компанией Napster, клиенты которой могли совершенно бесплатно скачивать любой музыкальный материал в формате МРЗ в свой компьютер, то дело это далеко от завершения — новые технологии вступили в противоречие с рыночными традициями, и чем все кончится, пока непонятно. Некоторые звезды, чтобы избежать этой двойственной ситуации, сразу после релиза нового альбома “вывешивают” его на своих сайтах. В России так поступает, например, Борис Гребенщиков, справедливо полагающий, что тот, у кого нет денег на диск, все равно должен иметь возможность слушать то, что нравится.

Мария Шепета, Kurierweb.