Почему стоит смотреть "Гоголя"

В окрестностях Диканьки рыщет зловещий Чёрный Всадник. Он жестоко расправляется с молодыми девушками. Полицейский писарь Николай Гоголь, открывший в себе мистический дар, должен разгадать тайну всадника, чтобы спасти свою возлюбленную. 30 августа в прокат вышла третья часть франшизы о похождениях полицейского писаря Николая Гоголя «Гоголь. Страшная месть».

До сих пор Николай Васильевич Гоголь оставался носатым портретом на стене в кабинете литературы, да бесконечными лирическими отступлениями в «Мёртвых душах». Мрачный ореол писателя открывался только тем, кто имел смелость погрузиться с головой в биографию Гоголя и прикоснуться как к реальным обстоятельствам его жизни, так и к мифу о нём, сотканному из рассказов о его мании, одержимости, мистических откровениях и погребении заживо.

Именно на мифы о Гоголе делают ставку авторы фильмов о Гоголе, попутно помещая писателя в контекст его собственных произведений. При этом не стоит ждать от фильмов исторической достоверности или аккуратности в следовании литературному источнику: создатели картин не стремились к этому, хотя и черпали вдохновение в биографии писателя и эпохе, в которую он жил. Мир кино о Николае Гоголе - в первую очередь фантазия.

Писатель здесь разгадывает мистические загадки вместе со своими персонажами: кузнецом Вакулой, дочерью мельника Оксаной, а также встречает новых героев, придуманных сценаристами, например, сыщика Якова Гуро. Мелькают в картинах о Гоголе и исторические фигуры, флагманы эпохи, как, например, Александр Пушкин. Фантазия кинематографистов, исторические факты и отсылки к литературным произведениям переплетаются в фильмах о Гоголе так, что на выходе получается совершенно новый популярный продукт в духе бёртоновской «Сонной Лощины», мактиговского «Ворона» или «Шерлока Холмса» Гая Ричи.

На этом эксперименты не заканчиваются: непривычен формат фильма, представляющий собой выпущенный на киноэкраны мини-сериал. До «Гоголя» была другая практика, когда российская киноиндустрия сперва выпускала в кинопрокат фильм, как это было с «Адмиралом» и «Утомлёнными солнцем», а потом расширяла его до формата сериала, пополняя кассу фильма ещё и доходами от телепродаж. Создатели «Гоголя» же доказали, что в кино можно продать телепродукцию тем, кто телевизор смотреть перестал. Благодаря хорошей рекламе к фильмам о писателе привлекли поколение соцсетей, возродив интерес к Гоголю.

Согласно данным сайта «Литрес», после выхода первых двух частей франшизы, примерно на 40% возрастало количество скачиваний произведений Гоголя. По признанию продюсера фильма Валерия Федоровича, популяризация книг писателя была одной из целей франшизы, с которой, похоже, кинематографисты успешно справились.

Можно много упрекать фильм в несоответствии оригиналам или исторической правде, однако нельзя не признать, что «Гоголь», будучи динамичной историей, замешанной на мистике и крови вперемешку с литературными элементами, - неплохой способ начать диалог с современным зрителем и мотивировать его обратиться к творчеству писателя.