Эрик Клэптон (Eric Clapton). Биография
Эрик Клэптон (Eric Clapton). Биография
Эрик Клэптон (Eric Patrick Clapton) родился 30 марта1945 года в Суррее (Великобритания). Он был незаконнорожденным сыномПатриции Молли Клэптон (Patricia Molly Clapton) и канадского солдатаЭдварда Фрайера (Edward Fryer). Почти сразу же после рождения Рикки(так тогда звали будущего гитареро), его мать уехала в Германию, гдевскоре вышла замуж, а Рикки остался на попечении бабушки с дедушкой.Свою мать он впервые увидел только в десятилетнем возрасте.

Будущий герой рок-сцены был скромным и прилежныммальчиком, хорошим учеником, начинающим художником, подающим большиенадежды. По окончании школы он поступил в художественный колледж.Преподаватели не могли нарадоваться на скромного и интеллигентногоученика, а Эрик радовался жизни и поглощал знания огромными дозами. Нотакая идиллия продолжалась недолго. Уже на втором курсе Эрик стал, чтоназывается, "отбиваться от рук", и виной тому было его увлечениеблюзом. В юности он до дыр заслушивал пластинки Big Bill Broonzy, MuddyWaters, Robert Johnson, Sony Boy Williamson… а увидев однажды потелевизору выступление Jerry Lee Lewis, принял решение научиться игратьна гитаре. Кончилось тем, что в 17 лет он был отчислен из колледжа зато, что играл на гитаре на уроке.
 
Не особо раскаиваясь в содеянном, Эрик сконцентрировался на музыке.Днем он работал то грузчиком на складе, то чернорабочим на овощномрынке, а вечера посвящал обучению игре на гитаре. В то же самое времяон играет в различных подростковых группах, две из которых CASEY JONESи ROOSTERS пользуются определенной популярностью в среде местныхподростков. Именно тогда он заработал себе прозвище "Slowhand" за своюманеру медленно и плавно скользить кистью руки по грифу.
 
Когда Эрику исполнилось 18, он был приглашен в перспективную группуYARDBIRDS. Группа добилась довольно-таки впечатляющих результатов (кактворческих, так и коммерческих), но ее дрейф в сторону поп-музыкивынудил Клэптона уйти. Несмотря на то, что группа играла оченьинтересную и инновационную по тем временам музыку, и коллеги Клэптонабыли профессионалами очень высокого класса, в 1965 году он все-такивышел из состава YARDBIRDS, посчитав, что группа слишком далекоотклонилась от изначально избранной блюзовой линии.
 
Играя в YARDBIRDS, Клэптон впервые оказался на виду у широкойпублики и был по праву признан одним из сильнейших гитаристов своеговремени. Следующим этапом в его карьере стало присоединение к группеДжона Мэйолла (John Mayall) BLUESBREAKERS. Клэптон довольно-таки быстродобился доминирующего положения в группе, что не особо радовало ДжонаМэйолла. В результате, Клэптон проработал там меньше года, и с егоучастием был записан всего один альбом "Bluesbreakers With EricClapton". Пластинка добралась до шестого места в британских чартах, иона этого вполне достойна. Многие считают этот альбом лучшим не тольков дискографии BLUESBREAKERS, но и в творчестве группы Джона Мэйоллавообще. Гитара Клэптона, который, очевидно, уже до конца осознал себякак вполне серьезного блюзмена, доминирует в музыке и великолепнопередает те чувства и ощущения, которые хочет выразить с ее помощьюисполнитель. Она ярко и колоритно звучит на фоне четкой и грамотнойритм-секции, а духовая секция и гармоника Мэйолла замечательнодополняют музыкальную картинку альбома. Это, пожалуй, единственнаяработа Клэптона, где он предстает в качестве чисто блюзового гитариста.

К 1966 году Клэптон уже имеет непререкаемый авторитет нетолько в кругах любителей блюза, но и у широкой публики. Уйдя отМэйолла, он принимает решение основать новую группу, чтобы исполнятьчистый блюз в духе Бадди Гая (Buddy Guy) и Мадди Уотерса (MuddyWaters). Для этой цели он приглашает своего бывшего коллегу поBLUESBREAKERS басиста Джека Брюса (Jack Bruce) и барабанщика ДжинджераБэйкера (Ginger Baker), с которым познакомился во время одного извыступлений BLUESBREAKERS. Клэптон тогда еще не знал о сложностях вовзаимоотношениях Брюса и Бэйкера, успевших до этого поработать вместе вгруппе GRAHAM BOND ORGANIZATION. На первых же репетициях стало ясно,что с воспитанными на джазе музыкантами ритм-секции у Клэптона можетполучиться нечто большее, чем классический блюз, и он, увлекшись новымиидеями, вновь исполняет не совсем то, что ему хочется.
 
Трио под названием CREAM стало подлинным украшением рок-сценышестидесятых. Именно там раскрылся талант Клэптона как импровизатора игенератора множества новаторских идей, которые вскоре будут взяты навооружение многочисленными героями прогрессива и хард-рока. Джазовые иарт-роковые мотивы, наложенные на классическую ритм-знд-блюзовуюоснову, пришлись публике по вкусу, и CREAM по своему статусу не намногоуступала BEATLES и ROLLING STONES.
 
Но Клэптон был снова недоволен. Его снова влекло к блюзовым корням,и, несмотря на ошеломляющий коммерческий успех, группа просуществовалавсего три года, записав четыре замечательных альбома. В судьбеколлектива немаловажную роль сыграли так же постоянные склоки междуБрюсом и Бэйкером, но основной бедой CREAM стала ее неестественнораздутая популярность. Музыкантов раздражали стадионные толпы, готовыесъесть все, что ни преподнесет им модная и "крутая" группа, но малоинтересующиеся идеями и чувствами исполнителей. Музыкантов так жесильно раздражали действия менеджмента, который, пытаясь выжать изгруппы как можно больше, вел себя, мягко говоря, не шибко порядочно.
 
Сбросив с себя обузу сверх-популярности, Клэптон облегченновздохнул, и, мечтая обрести творческую независимость (хорошо заработавв CREAM, он мог себе это позволить), решил вести гораздо болееспокойный и размеренный образ жизни. Реализовать свои творческие идеион рассчитывал совместно со своим старым знакомым клавишником СтивомУинвудом (Steve Winwood), который незадолго до этого распустил группуTRAFFIC, пользовавшуюся в Великобритании высокой популярностью. Понастоянию Уинвуда, к ним присоединился и Джинджер Бэйкер. Коллективокончательно сформировался, когда к нему был добавлен экс-басист группыFAMILY Рик Греч (Rick Grech).
 
Бывшие участники CREAM были несказанно довольны тем, что отделалисьдруг от друга и от своей супер-группы, но зато поклонники коллектива,как впрочем, и его менеджмент, были (правда, по совершенно разнымпричинам) сильно раздосадованы таким поворотом дела. В этой атмосфереситуация с BLIND FAITH (такое ироничное название придумал группе ЭрикКлэптон) стала развиваться совершенно иначе, чем планировали музыканты.Публика требовала очередных кумиров, а хорошо "просекшие фишку"бизнесмены от рока, громко трубили о "Втором Пришествии CREAM". Вобщем, все возвращалось на круги своя: вместо спокойного творчества ивыступлений в уютных залах перед внимательной и благодарной публикой,Клэптон снова вынужден был развлекать стадионные толпы, пришедшие"оторваться" и посмотреть на модную группу. Во время первых (ипоследних) американских гастролей, BLIND FAITH вызывала еще большийажиотаж, чем некогда CREAM, и концерты не раз заканчивались погромом идраками зрителей с полицией. После Америки, тур по КонтинентальнойЕвропе стал для Клэптона и остальных настоящей отдушиной. Группавыступала в клубах и барах, где ее очень тепло и радостно принимала тасамая внимательная и благодарная публика, которая была так по душеКлэптону.
 
К сожалению, за девять месяцев своего существования BLIND FAITHуспела выпустить всего лишь один альбом. В целом, его можноохарактеризовать, как логичное продолжение CREAM. Гитара Клэптона всетакая же мощная и "затейливая", Бэйкер не стал менее эмоциональным ивиртуозным, а присутствие хорошего клавишника только украшает музыку иделает ее еще более живой и разноплановой. Единственное что отличаетновое образование от CREAM, так это специфический вокал и неспособностьРика Греча, как басиста, полноценно заменить Брюса.
 
В продолжение турне по США Клэптон все больше времени проводил вджемах с семейным дуэтом DELANEY & BONNIE (Bonnie & DelaneyBramlett), сопровождавшим BLIND FAITH в качестве разогревающегосостава. В конце концов, хорошо сработавшись с новыми товарищами, онпонял, что со своей "СЛЕПОЙ ВЕРОЙ" пора завязывать. Работая срасширенным составом DELANEY & BONNIE, Клэптон был по-настоящемусчастлив. Он был в своей стихии. Концерты, проходившие без шумнойрекламы и без выпячивания его на первый план как фронтмена, работа всоставе сплоченной команды, были ему как нельзя более по душе. Врезультате совместного турне с DELANEY & BONNIE был записанконцертный альбом "On Tour With Eric Clapton And Friends", которыйполучил хорошие рецензии.
 
Следующим этапом в музыкальной карьере Клэптона стала работа надпервой сольной пластинкой, которая вышла в августе 1970 года. В работенад альбомом ему помогали музыканты из DELANEY & BONNIE. Ксожалению, эта работа мало напоминала то, что Клэптон делал в CREAM. Насей раз, это был довольно-таки вялый и бледненький блюз-рок, а то ипоп-рок, без каких-либо эффектных гитарных соло и ярких мелодий.Бэк-вокал супругов Бонни и Делани Брэлметт, которые еще год назадисполняли преимущественно поп-соул и госпел, так же оказал заметноевлияние на музыку. В общем, тех, кто ожидал от новой работы "экс-бога"драйва, экспериментальности и блеска, ждало полнейшее разочарование.Расслабленный и усталый Клэптон совершенно не стремится подтвердитьсвой "звездный" статус. Он стал совсем другим. Может быть, он простоповзрослел, а может, наконец-то стал самим собой. Возможно, этотмедлительный интеллигент, с рассеянным и отсутствующим взглядом и естьто, во что превратился тот самый созерцательный тихоня-ботаник, изкоторого нежданно-негаданно сделали "героя", "кумира", "бога"…

Затем был проект Эрика Клэптона DEREK & THE DOMINOS.Помимо музыкантов, участвовавших в записи его первого сольника, впроекте засветились такие звезды, как близкий друг Клэптона ДжорджХаррисон (George Harrison) и гитарист ALLMAN BROTHERS Дьюэн Оллмэн(Duane Allman). Вышедший в декабре 1970 года альбом "Layla And OtherAssorted Love Songs" был великолепен. Это очень симпатичный набормягких и мелодичных песен, лишенных какой-либо агрессии. Дажеслайд-гитара Дьюэна Олмэна, который всегда исповедовал очень мощную,иногда даже яростную, манеру игры, звучит очень мягко и нежно. Но,несмотря на всю свою "плюшевось", музыка полна эмоций, какого-тоособого обаяния и шарма. В течение нескольких месяцев группадовольно-таки активно и успешно гастролировала, но, к сожалению, еедискография пополнилась всего лишь одним живым альбомом "In Concert".Несмотря на успех альбома и сингла "Layla", группа очень быстрораспалась.
 
Начало семидесятых - один из сложнейших периодов в жизни ЭрикаКлэптона. Помимо творческих неудач и околомузыкальных склок искандалов, его посетила еще одна беда: пристрастие к героину сделалоего практически неработоспособным. И в довершение ко всему, Клэптону недавали покоя проблемы в личной жизни. Сложные и длительные отношения сженой его близкого друга Джорджа Харрисона привели к тому, что в 1979году он женился на Патти Харрисон, с которой развелся в 1988 году.
 
Все эти передряги, а так же соревнования по перетягиванию одеяла вгруппе, привели к тому, что Клэптон распустил DEREK & THE DOMINOS всамый разгар работы над вторым альбомом.
 
В течение нескольких лет Клэптон оставался в тени. Подавленный иобезволенный наркотиками, он ушел в себя и совершенно забросил сцену.Помог ему старый друг Пит Таушенд (Pete Townshend) из группы THE WHO.13 января 1973 года прошел организованный Таушендом концерт в RainbowTheatre в Лондоне, в котором, помимо Таушенда и Клэптона, принялиучастие многие известные исполнители, в том числе Steve Winwood(TRAFFIC, BLIND FAITH, solo); Ron Wood (JEFF BECK GROUP, FACES, ROLLINGSTONES); Rick Grech (KGB, FAMILY, BLIND FAITH). Материал, записанный вовремя выступления, лег в основу пластинки "Eric Clapton's RainbowConcert". Альбом, откровенно говоря, получился довольно-такибезынтересным, но он, тем не менее, ознаменовал возвращение Клэптона набольшую сцену.
 
Сольная карьера Клэптона очень противоречива. За три с лишнимдесятилетия достаточно активной деятельности, ему было сужденопоработать с огромным числом музыкантов, в частности с Roger Waters,Jimmie Vaughan, Mark Knopfler, Ray Cooper, Buddy Guy, BB King, RobertCray, Gary Burton, George Harrison, Phil Collins, Gary Brooker, TinaTurner, Ry Cooder, Albert Lee, Mel Collins, Ron Wood, Bob Dylan…Большинство его работ стилистически очень близки к тому, что называетсяAOR, и совершенно далеки и непонятны для тех, кто предпочитает видетьКлэптона таким, каким он предстал во времена CREAM - энергичным иэкспрессивным виртуозом, всегда готовым экспериментировать и поражатьслушателя своей оригинальной и яркой техникой. Но, очевидно, самКлэптон предпочел стать другим. Он всегда шел своим путем, и раз этадорожка вывела его к такой вот "взрослой" музыке, значит так изменилсяего внутренний мир.
 
В 1974 году вышел его второй сольный альбом "461 Ocean Boulevard".Многие поклонники его творчества ожидали, что Клэптон вернется к блюзуи своей прежней экспрессивной и виртуозной игре, но от того тяжелогоэлектрического блюза, который был так по душе любителям музыки CREAM неосталось и следа. Вместо этого мы слышим довольно-таки аморфный,уравновешенный и интеллигентный, в значительной степени акустический,поп-блюз-рок средней паршивости. Здесь Клэптон, как будто стесняясьсвоего мастерства, уже не "виртуозничает", но при этом, постояннонаходится на первом плане. Остальные музыканты ему простоаккомпанируют, полностью соответствуя исполнительской манере "маэстро".Альбом довольно-таки серенький, но к качеству исполнения придраться,конечно же, не получается. В этой работе автор периодически обращаетсяк рэгги, и даже аранжирует песню Боба Марли (Bob Marley) "I Shot theSheriff".
 
Несмотря на то, что большинство прежних поклонников от негоотвернулось, многим именно такой Клэптон пришелся по душе, в результатечего альбом, а особенно хит Боба Марли, всегда занимал довольно-такивысокие места во всех опросах и рейтингах, связанных с рок-музыкой. Вобщем, если резюмировать впечатления от прослушивания пластинки, можносказать, что все они сконцентрированы в названии одной из песен "Let ItGrow".
 
Семидесятые прошли для него под тем же девизом, и альбомы тех леттрудно отличить друг от дружки. Клэптон "вырос и повзрослел"окончательно и бесповоротно. Он самодостаточен. Ему не нужны ни яркиеэмоции, ни драйв, ни эксперимент и "виртуозничание", его как будтосовершенно не волнуют реакция слушателя и мнение критика. Он простотихо и самозабвенно медитирует, расслабленно перебирая струны и сголовой погружаясь в музыку. Такая созерцательность ему явно по душе, апрежние поклонники… да Бог с ними, и Клэптон этим "богом" быть уже неможет и не желает.
 
В начале следующего десятилетия Клэптон частично вернулся к болееяркой манере исполнения. В этот период он активно работает и еготворчество продолжает взывать интерес у любителей "взрослого" рока. Носпокойной жизни, к которой он так стремился, не получилось. Егоподжидала новая беда. Пристрастие к алкоголю выбило его из колеи ипоставило под вопрос дальнейшее продолжение творчества. В 1981 году онбыл вынужден отправиться на стационарное лечение в клинику, после чегомы видим новый всплеск его активности. Череда альбомов, довольно-такиинтересных для любителей неагрессивного и созерцательногополуакустического блюз-рока, подтвердила: Клэптон снова в строю и он досих пор является одним из наиболее сильных гитаристов в современнойрок-музыке.
 
Из его работ этого периода особенно стоит отметить сотрудничество сРоджером Уотерсом (Roger Waters) (Ex- PINK FLOYD) в результате которогона свет появился один из лучших альбомов восьмидесятых "Roger Waters -Pros And Cons of Hitch-Hiking". Фирменное звучание "плачущей" гитарыКлэптона как нельзя лучше вписалось в общий колорит альбома.

В конце восьмидесятых к нему пришла еще однанеприятность - развод с Патти, совместная жизнь с которой никогда небыла радостной и безоблачной. Следующее десятилетие так же не принеслоему долгожданного спокойствия и размеренной жизни. В 1990 году во времябольшого турне по США в авиакатастрофе погибают все участники егогруппы, многие из которых были его близкими друзьями. В этой жеавиакатастрофе погиб замечательный американский блюзмен Steve RayVaughan.
 
Всего через полгода на него обрушился еще один жестокий удар:Конор, его сын от итальянской фотомодели Лори дель Санто, выпал из окнаквартиры своей матери, расположенной на сорок девятом этажеманхэттенского небоскреба.
 
Несмотря на столь удручающие события, Клэптон в этот периодзаписывает неплохие альбомы, постоянно гастролирует и пишет музыку длякино. В его активе числятся саундтреки к таким лентам, как "Rush","Back to the Future", "The Color of Money", "Lethal Weapon 3","Homeboy" и "Runaway Bride".
 
Как музыкант, начало девяностых Клэптон встретил во всеоружии. В1992 году выходит его акустический концертный альбом "Unplugged".Пластинка получилась весьма интересной и выразительной. Выпущенный в1994 году альбом Клэптона "From the Cradle" знаменует его возвращение кблюзу. Конечно же, он не стал таким, каким был во времена CREAM, новсе-таки его теперешняя манера исполнения уже не такая тусклая ибезжизненная как прежде. Клэптон наконец-то отошел то той АОР-образноймузыки, которую исповедовал на протяжении двух с лишним десятилетий, апоследующие альбомы показали, что возвращение к корням на "From theCradle" - вовсе не случайность. Особенно всех поразила его совместнаяработа с одним из столпов блюза БиБи Кингом (BB King). Такое мало ктоожидал услышать.

 

 

74-летний БиБи Кинг и 55-летний Клэптон настолькосильно заряжены энергией и духом блюза, что создается ощущение, будтоони оба помолодели раза в два как минимум. Эффектные и яркие гитарныесоло, мощный саунд и грубый экспрессивный вокал обоих "королей" ни вкоей мере не напоминают ту жалобную "вегетарианскую" музычку, которуюмы привыкли слышать от Клэптона в предыдущие годы. Кстати, о королях…Название альбома "Riding With The King" в сочетании с обложкойпластинки достаточно ясно говорит о том, кто из "королей" главнее.Каким бы сильным и авторитетным музыкантом ни был Клэптон, он все жеявно отдает дань уважения старому блюзмену, который, в то время какКлэптон только начинал свое восхождение на музыкальный Олимп, уже быллегендой, в том числе и для Клэптона.

Последние альбомы Клэптона радуют своей свежестью и теплом, ивселяют надежду, что мы еще услышим его живые и интересные работы, ипозволяют помечтать (ну хотя бы чуть-чуть пофантазировать) на тему: "Ачто было бы, если бы вдруг, три замечательных музыканта, более тридцатилет назад покорившие мир своей музыкой и оказавшиеся в числе тех, ктона долгие годы вперед определил пути развития рок-музыки, сноваоказались бы вместе и показали бы нам все, на что они способны"? Можетбыть, им, совместно с такими же как они грамотными и талантливымимузыкантами, удалось бы вывести рок-музыку из того безобразногосостояния оцепенения и подавленности, в котором она сейчас находится.


По материала "Звезды.Ру"