rss  новости rss  статьи rss  все
 

Современное искусство: проблемы и перспективы

14.10.2016 23:58

Современное искусство вступило в фазу переходного периода.  В художественной среде бытует мнение, что в стране кризис, в связи с этим никакой поддержки и развития искусства нет, а инвестировать в этот сегмент и вовсе не стоит. 

Современное искусство к области, маркируемой обыденным зрителем как "изобразительное искусство" не имеет, в общем-то, никакого отношения, считают эксперты. Какие перспективы у этого направления, DailyShow.ru пояснил художник Александр Чернявский.

По его словам, "когда речь заходит о современном искусстве, многие демонстрируют непонимание и неприятие этой сферы общественного бытия. Людям стало сложнее предлагать "воздух", интуитивно все понимают, есть ли за таким способом подачи идея или нет. По большому счету, часто сейчас предлагается не искусство, а суррогат. Весь вопрос в том, почему эта тенденция так устойчива. Этот процесс - процесс подмены изобразительных средств - продолжается с середины прошлого века, а первые пионеры - модернисты - появились еще в конце 19 века. Современное искусство уже давно не современно". 

Эксперт пояснил изданию, что наблюдается феномен "залипания" на том, в чем общество по большому счету не нуждается. "Не нуждается потому, что искусство как средство специфической коммуникации между автором и зрителем выполняло важнейшую функцию поиска человека в человеке. Оно развивалось путем повышения мастерства и углубления смысла, во многом выполняя духовную миссию. За три последних века благодаря кризису картины мира и тотальному торжеству капиталистических отношений произошла утрата искусством его важнейших функций, утрата смысла. Произошла чудовищная трансформация понимания того, что есть искусство (см. эссе Джозефа Кошута "Искусство после философии")  так, как если бы человек резко изменил свою природу, перестал быть человеком и проблематика его существования так же потеряла актуальность, сохранявшуюся тысячелетиями. 

В итоге, сегодня мы видим квазиискусство, порой полностью отчужденное от зрителя, от человека вообще. В большинстве случаев произведение искусства перестало иметь значение, важен только бренд. Искусство как чистый и бессмысленный нетворческий акт вне человека и без него! Сфера искусства, как и другие сферы общественного бытия, вплетена в экономическую систему и специфика этой системы отражается на ней. Поскольку с определенного исторического момента  началось формирование и развитие рынка произведений искусства, и также вложения капитала в эти произведения, сформировалась прослойка общества, имеющая свой серьезный экономический интерес в сфере искусства. Тут же львиная доля гениальных произведений оказалась недосягаема для продажи, потому что находилась в собраниях национальных музеев и галерей. Вероятно, это и стало одной из причин включения механизма продажи бренда в сфере прекрасного. Понадобились новые непонятные и скандальные авторы - их произведения было легко продать богатому и неискушенному покупателю, внушив ему несуществующую значимость этох вещей. В итоге топовые высоты заняли авторы, обслуживающие шайку галеристов, кураторов, критиков и т.д. А авторы "настоящего искусства", ищущего "человека в человеке" оказались не у дел". 

"Возникает закономерный вопрос: каковы перспективы развития искусства в 21 веке? Появится ли новое искусство и каким оно может быть? Насколько быстро будет меняться ситуация в сфере искусства, будет зависеть от осознания обществом сути происходящих кризисных явлений в понимании картины мира, в силу которых мы наблюдаем замедление темпов развития общественно-экономичевских отношений, а также реальный откат на прежние позиции.

Новое искусство, конечно, возможно, и неизбежно. Но оно должно иметь абсолютно гуманный характер. Технические способы и средства не важны, главное - неповторимый мир автора, человека и его послания Вселенной и зрителю. Новое искусство 21 века возможно как ренессанс значений, имеющих перманетный характер на новом общественно-экономическом фундаменте. Без запроса общества на новые идеи общественного развития, без зачатков формирования научно-философской общественной картины мира, дальнейшее развитие искусства сведется к поиску новых технических средств выражения и к полному исчезновению его истинных значений", подытожил Александр Чернявский. 



Рейтинг читателей

  российскиезарубежные
 

Райтинг DailyShow

российскиезарубежные
 
все биографии
все биографии
Код для разделения блоков друг от друга
Система Orphus