Общество и культура

Как неудачник Франц Кафка стал символом эпохи

Один из самых известных писателей начала двадцатого века, невольный создатель модернизма, Франц Кафка прожил несчастную жизнь, как и персонажи его романов, и только после смерти он стал признанным автором. Предлагаем узнать факты, которые сделали его главным писателем современности.

1. Франц появился на свет 3 июля 1883 года в Праге, столице Чехии, входившей тогда в состав Австро-Венгерской империи. Отец Франца, Герман, занимался торговлей и был представителем еврейской общины.

2. Фамилия Кафка переводится с чешского как «галка».

3. Франц был старшим ребенком в семье, но два его младших брата умерли в возрасте менее двух лет.

4. Сам Франц также страдал от множества болезней. Его мучила бессонница, он был болен туберкулезом, страдал от чудовищных мигреней, нарывов и запоров. При этом он старался закалять себя, обливался холодной водой, придерживался вегетарианской диеты, любил плавать и гулять пешком, ездить на лошадях и играть в теннис.

5. Его рост составлял 182 сантиметра. Считая себя чрезмерно высоким, Франц постоянно сутулился.

6. Несмотря на сложившийся образ замкнутого неудачника, Кафка не сидел запершись и скрываясь от мира, он при первой же возможности срывался в путешествия.

7. Одиночество его было несомненным и происходило во многом от непонимания со стороны родителей. Во многих своих проблемах он упрекал в письмах своего отца. Долг перед родителями, требовавшими от сына занятий юриспруденцией, вынуждал Франца проводить дни в страховой конторе, занимавшейся несчастными случаями, тогда как все его существо тянулось к писательскому ремеслу. Тем не менее Кафка сделал достаточно успешную карьеру, достигнув положения старшего секретаря. В его подчинении было 70 человек, души не чаявших в своем начальнике. Несмотря на неприязнь к конторскому делу, Кафка выполнял его так добросовестно, что даже после обнаружения у него туберкулеза его еще пять лет продержали на службе, продлевая предназначенный для лечения отпуск.

8. Все творчество Кафки полно тяжелого, сумрачного страха перед некоей высшей, неотвратимой, почти неопределимой силой, способной совершать в человеке невероятные метаморфозы и превратить его в сущее насекомое. Что бы ни выступало в качестве такой силы - собственный страх, незримая Власть или необъяснимый Закон, персонажи Кафки оказываются бессильны перед ними, не имея ни воли, ни даже намерения противостоять им. Во многом они воплощают самого Франца, который в 1910 году, потеряв интерес к юриспруденции, имея тяжелые отношения с семьей и пережив ряд любовных неудач, признавал, что стал собственным могильным камнем и разбился о самого себя.

9. Ни один из трех романов Кафки не был завершен. При жизни было опубликовано несколько его рассказов, они остались практически незамеченными. Уже находясь практически при смерти, Франц потребовал от своего друга Макса Брода, чтобы тот уничтожил все рукописи, но тот, к счастью, не посмел сделать этого. Творения Кафки великолепно подошли двадцатому веку, увидевшему тоталитарные режимы, познавшему множество способов подавления одного человека другим. В обстоятельствах современного мира, когда представления о власти и законе становятся все более расплывчатыми, а сами власть и закон вынуждены прибегать ко все более жестоким мерам для напоминания о себе, именно книги Кафки, истинного модерниста, позволяют рассмотреть происходящий вокруг человека и в нем самом разрушительный абсурд. О том, что делать с этим пониманием, рассказывают уже писатели-постмодернисты, многие из которых открыто признают себя учениками и наследниками несчастного Франца.