Общество и культура

Классики кинематографа: сны Дэвида Линч

Дэвид Линч является одним из самых известных американских режиссеров, несмотря на то, что он не снимает блокбастеров и не стремится следовать модным течениям.

Дэвид Линч создал собственный кинематограф, существующий по законам, далеким от шаблонных голливудских схем, что нередко приводило к неприятию и непониманию, но и позволило создать фильмы, которые можно пересматривать снова и снова в поисках новых смыслов.

Родным городом Дэвида Линча, где он появился на свет 20 января 1946 года, является Миссула в штате Монтана. В детстве родители Дэвида часто переезжали, и к возрасту 14 лет он пожил в трех штатах. В школьные годы Дэвид был бойскаутом и получил высшее звание в этой организации - "игл-скаут".

В 9 лет он пришел к выводу, что намерен быть художником. Рисовал он тогда по большей части различное оружие. Страсть к живописи он сохранил на всю жизнь. Причиной, по которой он обратился к кинематографу, по собственному его признанию, было желание привести в движение его картины.

Своими любимыми художниками он называет Оскара Кокошку, Эдварда Хоппера и Фрэнсиса Бэкона. В Пенсильванской академии искусств, куда он поступил в 1965 году, Дэвид изучил фотографию, живопись и скульптуру. Здесь же, в возрасте 20 лет, он снял свой первый фильм, короткометражку "Шесть блюющих мужчин". В 1967 году он снимает короткометражный фильм "Алфавит", основанный на кошмаре, который приснился племяннице его жены. Девочка сыграла главную роль в картине, заново, таким образом, переживая свой кошмар и усугубляя его.
Первый полнометражный фильм Дэвида Линча "Голова-Ластик" потребовал от него пяти лет напряженной работы. Черно-белый, снятый в сюрреалистической манере, он остался непонятым многими.

Это история о переживаниями молодого отца, у которого родился больной ребенок. Столь банальная тема была воплощена Линчем с беспримерным вниманием к деталям и персонажам, переведена в пространство кошмарного сновидения. Фильм включен в Национальный реестр фильмов, являющихся культурной ценностью.

Впечатленный этим фильмом Джордж Лукас хотел, чтобы Линч снял шестой эпизод "Звездных войн", но Дэвид отказался. В то время он уже готовился к съемкам собственного фантастического эпоса - "Дюны".

Фильм приобрел статус культового, но не имел кассового успеха и во многом отошел от одноименного романа Фрэнка Герберта. Это пример авторской фантастики, больше являющейся галлюцинацией, чем непосредственно рассказом какого-либо сюжета или истории.

В большинстве своих фильмов Линч обращается к окружающим человека силам, которым почти никогда не бывает никаких объяснений.

Реальность в фильмах Линча текуча, мир зыбок, персонажи запутываются в собственных ощущениях и переживаниях, сами уже оказываются неуверенными, где сон, а где явь. Так, в "Шоссе в никуда", вышедшем на экраны в 1997 году, мы никогда не узнаем, который из двух персонажей существует, а кто, возможно, является сном.

Единственный фильм Линча, имеющий полностью линейное и реалистичное повествование - это "Простая история", рассказывающая о старике, который едет к пережившему инсульт брату на газонокосилке. Все неудачи Линча всегда имели исключительно коммерческий характер.

"Малхолланд Драйв" должен был быть сериалом, но не понравился тестовой аудитории, "Дюна" провалилась в прокате. Несмотря на это, большинство фильмов Дэвида Линча являются классикой кинематографа, уникальным, парадоксальным, галлюцинативным зрелищем, столь далеким от супергеройских будней.