шоу бизнес

Писатели и поэты: интересные факты из жизни Валерия Брюсова

Валерий Яковлевич Брюсов появился на свет 1 декабря 1873 года. Его дед, Александр Бакулин, был знаменитым баснописцем. В семье Брюсовых основными идеями были атеизм и материализм. Никакой религиозной литературы в доме не было, и даже сказки были под запретом, в отличие от теории Дарвина.

Отец Валерия был человеком азартным и неумеренно играл на тотализаторе, отдавая этому увлечению все свободные средства. В 1889 году Валерий даже написал статью, защищавшую тотализатор, которую опубликовали в журнале «Русский спорт».

В подростковом возрасте Валерий пришел к решению о том, что вся его жизнь будет принадлежать литературе. В те времена он более всего ценил Некрасова. Чуть позднее его уже привлекал Надсон. В 1890-е его кумирами стали французские поэты-символисты, такие как Верлен, Малларме, Бодлер.

В письме к Верлену, датируемому 1893 годом, Брюсов пишет о себе как об основателе русского символизма, мол, он имеет намерение развивать в России это поэтическое направление. В том же 1893 году Брюсов пишет произведение «Декаденты», в котором повествуется о жизни Верлена с Матильдой Моте и в некоторой мере раскрываются отношения поэта и Артюра Рембо.

Стихи Валерий начал писать в восемь лет. В одиннадцать лет его поэтические экзерсисы уже публиковались в детских журналах. Примерно в то же время он обращается и к прозе, но она дается ему несколько труднее. В 1894 и 1895 годах выходят три сборника «Русские символисты», выпущенные Валерием как собрание его собственных стихов (под разными псевдонимами) и работ его друзей. Именно в третьем сборнике появилось творение Брюсова, имеющее строки «О, закрой свои бледные ноги», вызвавшее смех со стороны литературного общества.

Интерес к истории, к Древней Руси присутствовал у Валерия на протяжении всей жизни, что заметно во множестве его восхваляющих патриотические настроения и борьбу за свободу публикаций. В 1895 году выходит его первый личный сборник «Шедевры».

Высокопарное название, вполне соответствовавшее настроениям самого поэта, вызвало насмешки, но уже в этом сборнике виден талант поэта, стремившегося к чистому искусству, существующему во имя игры слова, рифмы, ритма, сочетающихся в той неясной и иногда непонятной гармонии, которая характера для любого чуда. Отрицание мещанского, приземленного мира также останется и в последующих работах поэта, предстающего в своих творениях отстраненным, задумчивым и мало уделяющим внимания непосредственно человеку.

Работает Брюсов и над теоретическими текстами, объясняющими и формирующими символизм как направление. Занимался он и переводами, открыв для российского читателя многие работы Байрона, Верлена, Гюго.
Большинство ранних стихотворений поэта посвящены «прекрасной даме», имеют любовную или сентиментальную тематику. Во многом это связано с теми трагедиями, которые ему довелось пережить.

Так, в возрасте 19 лет он влюбился в Елену Краскову, которая была на шесть лет старше его и, как говорили, не отличалась красотой. Тем не менее Валерий боготворил ее и считал своей музой. Через несколько лет она умерла от черной оспы.

Роман с поэтессой Надеждой Львовой закончился тем, что она наложила на себя руки. В 1897 году он женился на Иоанне Рунт, которая и была его супругой до конца жизни.

Имел Валерий и множество привычек и пристрастий. Так, он обожал коллекционировать марки, особенно восхищаясь теми, которые имели отношение к колониальным странам. и был почетным членом Всероссийского общества филателистов. Любил он бывать в «Кафе Грека», завсегдатаями которого были в те времена многие литераторы, где он сидел, попивая ликер и делая заметки. О других привычках поэта, далеко не столь безобидных, известно из слов его друзей. Ходасевич упоминал о том, что с 1908 года Брюсов пристрастился к морфию и никак не мог избавиться от этой привычки.

В 1905 году выходит его сборник «Венок», который сам Валерий считал лучшим. Полный революционных настроений, этот сборник отмечает отход поэта от стихотворений, посвященных «прекрасной даме», к работам, обращенным на проблемы окружающего его реального мира. После революции 1917 года Брюсов попытался адаптироваться к условиям нового мира, менял свои стихи, наполняя их непривычными для него самого ритмами, темами и даже воспевая «ослепительный Октябрь».

Таким образом он нарушил правила, которые сам сформулировал в стихотворении «Юному поэту», где говорил о невозможности для поэта жить настоящим и единственной его цели в виде поклонения искусству. Подобное преступление против самого себя не могло не сказаться на текстах, и позднее творчество Брюсова большинство исследователей считают неудачным, переусложненным и неискренним. Так же отнеслись к тем произведениями в свое время и собратья поэта по цеху.

Брюсов умер 9 октября 1924 года от воспаления легких. В истории русской литературы он остался основателем нового поэтического направления, ярким, эксцентричным, влюбленным в литературные эксперименты поэтом, ставшим одним из классиков и символов Серебряного века.