rss  новости rss  статьи rss  все
 

Немыслимые повороты судьбы Наталии Сац

28.07.2017 11:50

Немыслимые повороты судьбы Наталии Сац
Фото

От тюремного заключения до высочайших наград и премий

Как невозможно представить МХАТ без Станиславского и Немировича-Данченко, театр им. Вахтангова без Рубена Симонова, а Театр Кукол без Сергея Образцова, так и Московский детский музыкальный театр - без его основательницы, режиссера, народной артистки СССР Наталии Ильиничны Сац. А её жизненный путь мог послужить бы сценарием для драмы - ведь ей довелось пережить немыслимые повороты судьбы: от тюремного заключения до высочайших наград и премий.

В счастливой семье

Только союз двух творческих, одаренных и любящих друг друга людей мог дать жизнь такому светлому и талантливому ребенку, каким была Наташа. Она появилась на свет в семье известного композитора Ильи Саца и оперной дивы Анны Щастной и росла в окружении талантливой интеллигенции. В их квартире часто бывали Рахманинов, Станиславский, Качалов, Вахтангов. 

Тетей девочки была актриса Малого театра Наталья Александровна Розенель, жена наркома просвещения Луначарского. Наташа училась в частной гимназии Репман и посещала Драматическую студию, где успешно справлялась со сложными ролями. А в 1917 году с отличием закончила Музыкальный техникум им. Скрябина, а после - ГИТИС. 

Уже в возрасте 16 лет Сац стала руководителем детского отдела Театрально-музыкального кружка Московского Совета рабочих и крестьянских депутатов. В 1918 году под ее началом был основан первый детско-юношеский театр в Москве. Наталья Сац нашла место для театра, подключила все связи для восстановления здания, лично следила за его ремонтом и оснащением и, как символ, поместила над входом скульптуру синей птицы.

Детский театр

Видео

Почти семнадцать лет Наталья Ильинична была главой и художественным руководителем Московского театра для детей, и постановки этого театра пользовались грандиозным успехом. Его репертуар был таким разнообразным ("Жемчужина Адальмины", "Пиноккио", "Японские сказки", "Негритенок и обезьяна"), что труппу даже приглашали на гастроли за границу. Кроме того, при театре был основан музей театрально-художественных и научно-педагогических материалов.

Первые пробы Сац как режиссера и введение в постановки элементов мультипликации стали настоящим фурором. В 1931 году женщина руководила постановкой "Фальстаф" в Кролль‐опере в Берлине и "Свадьбой Фигаро" в оперном театре Буэнос-Айреса. А в 1933 году она была удостоена звания заслуженной артистки РСФСР.

Архипелег ГУЛАГ

С наступлением жестоких времен сталинских репрессий горе коснулось практически всех друзей и соратников Натальи Сац. Ее супруг, нарком и комиссар Вейцер, был арестован и расстрелян по ложному доносу. Наталья Ильинична тоже была репрессирована как жена "врага народа". За одну ночь в камере на Лубянке она полностью поседела. 

Женщина была сослана в Рыблаг в Ярославскую область. Там она начала руководить лагерной художественной самодеятельностью. В августе 1942 года ее выпустили из лагеря, но обязали жить под Рыбинском. Через год Наталия Ильинична режиссировала в театре оперы и балета в столице Казахстана. 

Даже будучи репрессированной, она энергично продолжала заниматься близким душе ремеслом и в 1944 году основала уникальный детско-юношеский театр в Алма-Ате. В наши дни театр для детей и юношества в Казахстане носит ее имя. С момента его основания до 1950 года там были рождены спектакли "Красная шапочка", "Двенадцатая ночь", "Два капитана", "Молодая гвардия", "Два веронца". 

Сац была его бессменным руководителем на протяжении тринадцати лет. В конце пятидесятых годов Наталия Ильинична была реабилитирована. Тяжелые испытания, выпавшие на долю этой женщины за годы тюрьмы и ссылки не сломили железную волю Сац. Она выдержала все невзгоды и вернулась на волю целеустремленная, полная новых творческих планов. Вернувшись в Москву, она с энтузиазмом начала воплощать в жизнь свои идеи.

С чистого листа

Сначала Наталия Сац была руководителем Всероссийского гастрольного театра, позже - детского отдела эстрады. В 1961 году была опубликована ее первая книга о театральном творчестве. В 1965 году она создала детский музыкальный театр и до 1993 года была его бессменным художественным руководителем. Теперь это Московский Государственный Академический детский музыкальный театр им. Наталии Сац. 

Несколько поколений выросло на ее работах, таких, как "Три толстяка", "Мальчик‐великан", "Мастер Рокле", "Волк и семеро козлят", "Волшебная флейта", "Король Лир", "Золотой остров". С этим багажом театр побывал во многих странах мира и везде имел грандиозный успех. 

С 1981 года Наталия Ильинична занималась преподавательской деятельностью в ГИТИСе, а в 1984-ом получила звание профессора, защитив диссертацию на получение ученой степени кандидата искусствоведения. Кроме того, она была принята в члены Союза писателей СССР. Ее книги, как и все, что создавала эта талантливая женщина, наполнены душой, искрометным юмором и поистине человеческой добротой. 

Наталия Сац сделала огромный вклад в художественную и эстетическую культуру детей. Она "мать" и художественный руководитель нескольких детских театров, автор множества пьес, либретто опер и балетов, а также статей о музыкальном воспитании подрастающего поколения. Премий и почетных званий Наталии Ильиничны не перечесть. 

В последний год своей жизни она создала благотворительный общественный фонд содействия развитию искусства для детей. Наталия Сац однажды сказала: "Жизнь - явление полосатое". Действительно, ее судьба была полна взлетов и падений, но творческих падений она никогда не допускала. Какие бы тернии ни встречались на ее пути, она всю себя отдавала служению театру. И лучшее доказательство тому - счастливый детский смех в стенах ее храма с символом синей птицы. 

Алена Коноплева 
Система Orphus