российский

TNS: клиент всегда неправ?

Правда, если раньше клиенты подвергали сомнению лишь достоверность предоставляемых рейтингов, то теперь в открытую заговорили об их «заказушном» характере. К примеру, представители масс-медиа в профильных интернет-комьюнити всерьез обсуждают, сколько же нужно заплатить TNS, чтобы получить «правильный» рейтинг.

Так в сообществе «Папарацци» представители масс-медиа выражают уверенность, что TNS Gallup сейчас занимается банальным вытаскиванием денег из своих клиентов. «Если исследования TNS Gallup Media из года в год показывают структуру аудитории проекта по роду занятий в 30 процентов руководителей, 40 процентов специалистов и 9 процентов рабочих, а затем резко меняют данные на подавляющее большинство «рабочих» и «неработающих», да еще и таких, которые либо испытывают финансовые затруднения, либо финансовыми вопросами не интересуются - что бы это значило?» - интересуются представители масс-медиа. И сами же отвечают на этот вопрос: «В TNS просто «забыли занести» деньги». (http://community.livejournal.com/paparazzi/20411790.html)

«А что вы хотите, у Gallup тоже кризис», - отмечают уже в другой профессиональной журналистской конференции, припоминая скандальную историю с названием компании.

Напомним, TNS Gallup Media контролирует значительную часть российского рынка медиа-измерений, мониторинга рекламы и маркетинговых исследований. При этом, как известно любому участнику рынка печатной продукции, сдать газету или журнал на реализацию распространителю можно только при условии предварительного заключения договора на исследование аудитории со стороны TNS.

И это несмотря на то, что собственно TNS Gallup Media не имеет никакого отношения ко всемирно известной авторитетной американской компании Gallup (Gallup International и Gallup Organization). Дело в том, что российский Gallup (Gallup Media и Gallup AdFact) появились на свет благодаря финскому учредителю - входящему в Gallup International Suomen Gallup.

При этом финская компания в 1991 году зарегистрировала торговую марку Gallup на территории СССР и затем открыла на всей территории постсоветского пространства ряд исследовательских холдингов. Проблема оказалась в том, что финны сделали своё "доброе" дело в нарушении договорённостей - по одному Gallup в каждой стране, что в итоге и стало причиной судебных разбирательств.

Федеральный арбитражный суд Московского округа признал правоту истца о незаконности задействования брэнда Gallup в России, и в 2008 году компании TNS Gallup Media и TNS Gallup AdFact отказались от использования в своих названиях имени Джорджа Гэллапа. Занимающаяся медиаизмерениями компания TNS Gallup Media стала работать под брендом TNS Media Research, а специализирующаяся на мониторинге рекламных затрат TNS Gallup AdFact - под брендом TNS Media Intelligence. Тем не менее, этот факт в российском Gallup, по вполне понятным причинам, стараются обходить стороной.

Впрочем, эксперты и, что самое главное, клиенты уже высказывали сомнение в репрезентативности опросов TNS. Например, руководство «Первого канала», отказавшееся от исследования своей аудитории этой компанией, в прошлом году открыто обвинило TNS в предвзятости, а ее данные в недостоверности. Как известно, поводом для конфликта стали рейтинги приключенческого сериала «Апостол». Генеральный директор «Первого канала» Константин Эрнст заявил журналистам, что считает недостоверными предоставленные TNS рейтинги этого сериала.

Претензии были предъявлены к системе измерений TNS Gallup Media. «Я многие годы вынужден скептически относиться к измерениям TNS Gallup Media. Эту систему мы не признаем как базу для программирования, потому что считаем, что ее данные не соответствуют действительности, - заявил «Коммерсанту» Констнтин Эрнст. - Знаете, это как летчик, который на большом современном лайнере летает по приборам, вдруг глазами понимает, что альтиметр показывает ему 5000 м, а на самом деле фюзеляж уже чиркает по кронам деревьев».

«Мы не станем разубеждать рекламодателя в его заблуждениях. Хотя многие рекламодатели знают, что «Гэллап» - это как минимум некорректно, - заявил уже в интервью «КП» глава «Первого канала». - Тут действует что-то вроде Сухаревской конвенции: все в курсе... но договорились, что должна быть какая-то единая шкала. Но пройдет совсем немного времени, и на телевизионном факультете МГУ обязательно защитят диссертацию на тему «Исследование разрушительного влияния TNS Gallup Media на развитие российского телевидения с 1997 по 201... год».

Заметим, что немало претензий к TNS по качеству замеров целевой аудитории и рейтингов было озвучено и другими компаниями. Среди них, к примеру, такой известный медиа-ходинг, как «РБК».