российский

Телевизионный фаст-фуд с белорусской бульбой

«Хлеба и зрелищ!» - требование старое. Но как нельзя более актуальное. И если с хлебом на постсоветском пространстве пока напряг, то зрелищ – по самое «не хочу». Причем самых низкопробных

Меня всегда удивляло (точнее, наоборот, – не удивляло уже, но возмущало), что в дружественной Беларуси программу Гордона на НТВ, например, глушили (или уж просто отключали), но исчезновение с белорусских экранов «Культуры» привело в состояние шока не только меня. Я не до такой степени идеалистка, чтобы утверждать, что «Культура» - рейтинговый канал (ибо весь шоу-бизнес держится на жестком понятии «рейтинг»), но какой процент населения, скажите, смотрит белорусский «Лад», которым – не заменили – подменили «Культуру»? Впрочем, вопросов политики и престижа государства мы касаться не будем (типичный «комплекс маленького народа» - организовать побольше каналов, построить самую большую библиотеку, установить елку выше московской…)

Поговорим о телевизионном фаст-фуде. Берем программу передач. И что же – сериал (ура, 143-я серия из 170, скоро закончится!), ток-шоу, сериал, сериал, боевик. Еще прогноз погоды – самое «смотрибельное» из всего. Иногда исторические программы (а история – так близко к политике, чем не способ манипулировать массами? Одна из самых распространенных среди мыслящей молодежи фраз: «Врешь, как белорусский учебник истории!»). И никого не смутит, что выступление митрополита будет прерываться рекламой женских гигиенических средств, где с ужасающей точностью рассказывается, как всем этим пользоваться, - видимо, из стереотипа о том, что наша невежественная барышня в жизни не догадается, что с этой прокладкой делать и куда этот тампон вставить. Но это и не удивительно – «вещизм» во всем: купили модную сумочку и прокладки, бездумно поставили в храме копеечную свечу (читай: купили себе место в раю), купили Библию за 3 тысячи рублей (интересно, в пересчете на сребреники – это больше 30, или все же нет?) И «пищей духовной» мы затариваемся как в гастрономе… нет, как в "Макдоналдсе": ведь это тоже большей частью фаст-фуд!

Фабрика звезд. При вопиющей пошлости проекта, название – гениально. Фабрика. Конвейер. Одинаковые пластмассовые куколки – одна за другой. Ну и что, что забудутся через пять минут? Настоящее тоже забывается. Многие ли помнят сегодня, кто такой, например, Башлачев? А ведь не так много времени прошло! Но гениям еще хуже – кошмар при жизни и кошмарный конец. А мы хоть при жизни урвем свой кусок, и правильно! Только не надо говорить про бессмертие души и радость творчества! «Все на свете продается, если есть чего продать…» Так-то оно так, да только что делать маргиналам-интеллектуалам и прочим странным личностям? Уйти в глубокий андеграунд? Да и потом, сами журналисты-телевизионщики тоже ведь не законченные дураки (всего только законченные циники). Почему нельзя, вместо того, чтобы опускаться до уровня публики, попробовать ее уровень поднять? Впрочем, нельзя. Человеком, которого интересуют исключительно дезодоранты и сериалы, опять-таки легче манипулировать. Как тут не вспомнить «1984» Оруэлла и машины для сочинения романов?

Еду в автобусе, смотрю на дорогу. Окно дорогого авто. Руль. Чей-то внушительный животик. Вдох-выдох. Заработал-потратил. Вот вам и жизнь, и смысл ее в контексте общества потребления. А наблюдающие картину из окна битком набитого автобуса с завистью поглядывают на машину и животик – американская мечта в постсоветском варианте. Вывески, витрины, названия салонов и магазинов, несомненно, вызывают гордость за наших граждан, знающих английский, но я привыкла гордиться еще и родным – русским – языком, а не стыдливо открещиваться от него. В Урюпинске женщина убила мужа, нанеся ему 20 ножевых ранений? Возможно, она всего лишь решила последовать советам глянцевых журналов и «окунулась в мечту, дав волю самым смелым своим фантазиям», хоть и нет у нее платья от Джона Гальяно, в котором предлагается это сделать…

Как бы там ни было, я заканчиваю писать (или уж биться головой об стену?). Пойду-ка я лучше попробую посмотреть сериал и окончательно идентифицировать себя во времени и пространстве.

Анна Бодяко