российский

Дульсинея из Малинового Озера

Девчонка из маленькой алтайской деревеньки с чудным названием Малиновое Озеро, мечтая об актерской профессии, поступила в Щукинское училище лишь с пятого раза… Сегодня народная артистка России, обладательница кинематографической премии «Ника», сыгравшая более чем в 30 фильмах и бессменно выходящая на сцену БДТ двадцать с лишним лет, - любимица зрителей. Каждая роль Нины Усатовой – подарок.

И ее Женщина в комедии Виктора Крамера по пьесе Надежды Птушкиной «Ненормальная», которую играли на сцене театра им. Горького, - не исключение. Сегодня Нина Усатова – гость «Владивостока».

- Нина Николаевна, вы родились 1 октября. Через несколько дней будете принимать поздравления… Как вы празднуете этот день - пышно или по-домашнему?

- День рождения я праздную как придется. Иногда в дороге...… А в этом году точно в дороге. Мы уже вернемся из Владивостока в Питер. Но новый спектакль с вашим земляком Александром Михайловым, Игорем Скляром и Зоей Буряк, который репетировали летом во время отпуска, мы начнем обкатывать в Челябинске. Спектакль называется «Именины» по пьесе Лобозерова «Семейный портрет с посторонним». Как раз 1 октября мы повезем его в Челябинск. Думаю, что ничего отмечать не буду. Переезды - это всегда усталость…...

- Вы активно участвуете в антрепризе, снимаетесь в кино, служите в БДТ… Это требует сил, здоровья. А хотели бы жить иначе? Без суеты, выходить только на сцену любимого театра, как героиня романа Сомерсета Моэма «Театр»?

- Если бы хватало денег, очень хотела бы...… Коллеги шутят: «Нина, накрась губы, а то не похожа на артистку!». Шутка родилась после реального случая. В Одессе мы с Адой Роговцевой зашли на рыночек. Одна из торгующих женщин говорит: «Если бы ты накрасила губы, то я сказала бы, что ты артистка». Я накрасила. А женщина: «Ой, и правда артистка!». Видите, как мало надо – всего-то накрасить губы. Но если серьезно...… Сегодня вопреки мнению публики актер не является небожителем. Я живу нормальной человеческой жизнью. То есть все бытовые вопросы решаю сама, все хлопоты по дому – на мне.

Актриса, безусловно, должна хорошо выглядеть - это элемент ее профессии. Но это не освобождает от работы...… Я не играю в свою профессию, а живу в ней...… Все время что-то обдумываю, проигрываю в голове, репетирую, ищу какие-то краски...… Озарение приходит порой на улице, в какой-то сцене пробуксовываешь и вдруг подсмотришь случайный нюанс - и роль получается, играет новыми красками. Это как какой-то раздражитель, который послан свыше и все время воздействует на мозг, чтобы потом проявиться на сцене в некоем трансформированном виде. Извлекаешь все это на божий свет и думаешь, как странно, ты даже не думал, а оно живет…...

Хотела бы я так жить?.. Я и начинала так жить в своей профессии. На репетицию шла к 11 часам утра. Шла с мыслью, что я иду на репетицию. Не думала о том, что попутно надо забежать в магазин, что-то еще сделать. Времени хватало. Потому что у актеров была стабильная зарплата. Если летом случались съемки, то после них ты мог рассчитывать уже на какие-то крупные покупки или поездку семьей. Той зарплаты хватало для достойного проживания. Мы ведь не были избалованы, не думали о том, что не та марка телевизора. Главное, чтобы он был в доме в принципе. Жили одинаково все. У нас не было машины, мы ездили с батей на покос на мотоцикле «Урал». И нам казалось, что мы богачи. Может быть, то время трудно назвать хорошим. Но это была наша молодость. Я шла в театр репетировать, и до вечернего спектакля время тянулось бесконечно долго. Сегодня силы не те...…

- Но вы все-таки остаетесь энергичной…

- Выбора нет. Сегодня я на Дальнем Востоке. Завтра надо возвращаться и играть в этот же день спектакль в Питере, потому что театральный сезон уже открылся. Я должна рассчитывать свои силы. Выспаться в самолете. Заставить себя спать, чтобы соответствовать той форме, в которой я должна предстать перед зрителем. Поэтому я беру с собой беруши, подушку, плед, я не позволяю себе ничего лишнего. Даже глоток вина. Если какая-то вечеринка или банкет накануне съемки, я обхожу это мероприятие стороной...…

- Бывает ощущение, что жизнь превратилась в бег ради бега и не успеваешь вдохнуть запах осенней листвы, съездить куда-то с ребенком?

- Абсолютно верно! Бег. Но как раз в такой суматохе и занятости я четче планирую каждую минуту и больше успеваю. Конечно, нужно расставить приоритеты. Если нужно сходить с сыном и купить все к школе, другое отодвигается. Я все успеваю, но это очень тяжело. Поэтому когда я приезжаю куда-то на гастроли, наступает мое время. Это как раз не работа, а отдых. Вот приехала в Хабаровск, сходила с превеликим удовольствием в парикмахерскую. Во Владивостоке вышли на катере в море. Я тысячу раз пожалела, что не взяла купальник, люблю плавать, могу быть в воде часами. Но пришлось просто греться на солнышке…... Какой-то женщине не под силу делать столько, сколько я, значит, и не нужно ей это. Я просто не могу жить в другом графике, мне больше неоткуда взять деньги, у меня нет мужа-бизнесмена. Но я счастлива в своей жизни, и мне не надо никакой другой. И если мне хочется пожаловаться, поплакать...…

- А бывает?

- Бывает...… Но редко и только наедине с собой. Я сделала свой характер сильным. - Говорят, что женщина только притворяется, что хочет быть сильной, на самом деле каждая ищет мужчину, которому можно подчиниться. Вы согласны? - Часто нет выбора. Поэтому каждый, вернее, каждая идет своей дорогой. Мой девиз: «Живу как умею». Если я буду страдать и думать: «А вот у кого-то лучше», я буду себе здоровье подрывать. Поэтому я думаю: «Мне хорошо так, как я живу». - Вы не сильно жалуете мужчин, они предавали вас? - Те, кто предавал меня, глубоко об этом жалели потом…...

- Так судьба распоряжалась или вы намеренно выстраивали отношения?

- Нет, ни в коем случае. Я никогда в жизни не добивалась того, что было против меня. Молча обходила ситуацию. Потом, когда человек понимал, что это было истинное, а не придуманное...… У меня было два таких случая в жизни. И в обоих человек потом долго пытался найти снова какие-то контакты. Но я не могла. Я простила, но отношения не могли продолжаться на прежнем уровне. Я уже стала сильнее. Это были в моей жизни люди, о которых я переболела сердцем. Знаете, когда не сердце даже болит, а ты вся - сердце. Помогли годы. Со временем все превращается в случай, который был как бы не с тобой. Включается защитная реакция организма. Между прочим, интуиция была, что может все печально для меня закончиться, но я не поверила и решила прожить. Опыт делает сильнее, становится твоей защитой…...

- Какой мужчина рядом с вами сегодня?

- Сейчас рядом со мной два мужчины. Мои сын и муж. Сын - первый и главный мужчина.

- Вы не боитесь его слепо любить?

- Я не слепо люблю. Я правильно выстраиваю взаимоотношения. Учитываю опыт подруг. У меня поздний сын. Я его подвожу к поступкам, не диктую. Сын для меня собеседник, друг, дай бог, чтобы это продолжалось.

- А муж принимает вас такую, занятую, профессионала, который на первое место ставит работу?

- Мы не обсуждаем это. Работа есть работа, и если я в семье кормилец (муж учительствует), то вопросов быть не может.

- Нина Николаевна, по последней информации, Кирилл Лавров, руководивший БДТ много лет, готов принять нового главного режиссера и призывает обойтись без гражданской войны. Вы ожидаете перемен в театре?

Почему в театральных кругах говорят о расколе? - Кирилл Лавров является художественным руководителем БДТ более 15 лет, и в течение этого времени в театре не было главного режиссера. В последнее время его обязанности исполнял Григорий Дитятковский, которому реально прочат это кресло. Его «экзаменационная» премьера «Двенадцатая ночь» по Шекспиру была намечена на конец прошлого сезона, но отодвинулась по разным причинам на начало нынешнего. Он к тому же набрал курс, это называется студия при БДТ. Когда-то она существовала при Товстоногове, сейчас снова филиал ЛГИТМИКа открыл такую студию на базе нашего театра. Мы даже выстроили здание для нее во дворе большого корпуса с замечательно оснащенным залом, с хорошей аппаратурой, гримерками. Думаю, там будет интересно работать и уже зрелым актерам с моноспектаклями для малой сцены. Дитятковский набрал курс. Не знаю, как он будет совмещать одно с другим, потому что наш театр тоже, как большой корабль (труппа больше 80 человек), требует забот и неусыпного внимания. Думаю, что Григорий – лучшая кандидатура. Он перспективный режиссер, прошедший трудную школу. То, что я видела из поставленного им, заслуживает удивления. Был замечательный спектакль «Мрамор», на который невозможно было попасть, он прекратил свое существование после смерти одного из актеров. Потом Григорий ставил у Додина в Малом театре. Но мне как с режиссером не приходилось с ним работать, опыта руководства театром у Дитятковского тоже нет. Посмотрим...…

- Скоро выйдет на экраны фильм «Красное небо» Огородникова, в котором вы сыграли одну из главных ролей. Снова волевая женщина?

- Да. Действие фильма происходит на Урале в тыловом госпитале. Я играю начальника госпиталя, майора медицинской службы, хирурга. Эта роль для меня оказалась на сопротивление, было столько моментов, где можно было сорваться, разрыдаться. Все события, в которых участвует героиня, на психологическом пике, и нужно собрать всю волю в кулак и идти за операционный стол. Представьте обожженных, израненных бойцов, у которых врач должен поддерживать присутствие духа, даже получив похоронку на мужа. Она выходит, чтобы выплакаться, и тут же кричит: «На операцию!». Фильм снят почти два года назад. К сожалению, Огородников очень долго монтирует.

- Вы даже в молодости играли характерные роли, а хотелось бы Джульетту? Звонкую, юную…

- Я играла в свое время героинь...… Могла сыграть и Джульетту. Во всяком случае была распределена на эту роль. Конечно, я никогда не была хрупкой, а с годами тем более меняется география и лица, и прочих частей тела. Но… в свое время Александр Володин очень много писал для театра. По одной из его новелл ставили спектакль, где были Джульетта, Агафья, Дульсинея Тобосская и Женщина. Я пришла посмотреть распределение ролей и увидела себя: Усатова - отдельной графой на все эти роли. Думаю: «Джульетта. Вот смеху-то будет». Это давно было, в 1982 году. Режиссер начал репетиции, но играла в этюдах так, чтобы остаться Дульсинеей. А вообще необязательно быть классической Джульеттой. Режиссер говорил: «Мне важна женщина с судьбой Джульетты». - Одна из ваших ярких ролей – в спектакле «Улица Вашингтон, 36, 2 этаж, квартира 8» по пьесе еврейского драматурга Ханоха Левина. В финале из уст пожилых актеров звучит: «Не повторяйте наших ошибок, не разменивайтесь по мелочам в погоне за несбывшейся мечтой». Вы повторили бы свой путь? - Эта пьеса о том, что все мы ждем, что откроется занавес и мы увидим цветной поток счастливой жизни. Но актеры – обычные люди со всеми удачами и неудачами. Разница лишь в том, что нужно уметь отдавать, чем больше отдашь, тем больше получишь взамен.

Ольга Зотова, «Владивосток»